Кому была адресована четырёхсерийная программа «Из истории русской журналистики», прошедшая на ТВ в «глухое время»?
Пропавший заговор» – название книги известного исследователя жизни и творчества Ф.М. Достоевского, историка, профессора МГУ Игоря Волгина о деле петрашевцев.
Новый сериал, прошедший по телевидению с 8 по 11 октября «Плоды просвещения. Из истории российской журналистики: Чаадаев, Пушкин, Некрасов», автором и ведущим которого был И. Волгин, мне хотелось бы назвать, перефразируя заглавие его собственной книги, – пропавший замысел. И отнюдь не потому, что сериал не получился.
В четырёх сериях программы прозвучал рассказ о более чем известных нам фигурах русской литературы и истории как о журналистах.
Игорь Волгин, собственно, не делает никаких открытий (для тех, разумеется, кто эти открытия сделал для себя сам): и письма Чаадаева мы читали, и о Пушкине-журналисте знаем хотя бы из книги А. Тырковой-Вильямс, а уж о Некрасове-журналисте тем более: об этом написано в любом школьном учебнике.
Но вот что удивительно: сама личность ведущего, его глубокое знание не только литературы, но и истории, дивный (в контексте сегодняшнего дня) русский язык, его гражданская позиция преображают хорошо известное.
Всё-таки личность – это главное. Вот почему, в частности, неотменима профессия учителя литературы (да и истории): ведь просто источников информации на сегодняшний день более чем достаточно (чего стоит один Интернет!).
Но именно личность – тот магический кристалл, через который проходит информация, являясь нам структурированной согласно логике, мировоззрению, наконец, вкусу этой самой личности.
Мне бы очень хотелось, чтобы на канале «Культура» (а где же ещё, у нас ведь один культурный канал) появилась, например, передача «Открытый урок», где бы достойные люди говорили об истории нашей страны, литературе, поэзии, изобразительном искусстве. Да мало ли ещё о чём! Главное, чтобы это были интересные люди: знающие, тонкие, харизматичные.
Но вернёмся к октябрьскому сериалу.
В нём меня несколько раздражила пестрота видеоряда: эти бесконечные клипы. Как будто современный зритель уже совсем не может без картинок и просто монолог умного человека не воспримет.
Кстати, о зрителе.
Напрашивается вопрос: кому, собственно, была адресована передача, шедшая ежедневно в 17.35 дня? Если детям (а пять часов дня – время детское), то, извините, разве что «умникам и умницам» Ю. Вяземского: для обычного школьника всё-таки материал этот сложноват.
Если учителям (а это, думается, самая подходящая для неё категория зрителей), то нормальные, точнее, ненормальные (те, кто работает не от и до) учителя в 5 часов дня дома не бывают. Сошлюсь хоть на себя: мне не удалось посмотреть ни одной серии «Из истории российской журналистики».
И если бы не друзья, записавшие для меня эту передачу, я так бы её и не увидела.
А некоторые учителя даже не заметили, что такая программа была: естественно, они приходят домой в 7 , а то и в 9, к программе «Время».
Но те, кто ухватил хоть одну или полсерии, просят меня поделиться с ними остальными, впрочем, как и предыдущей 12-серийной программой И. Волгина «Жизнь и смерть Достоевского».
И это неслучайно.
Хочется поблагодарить также режиссёра сериала Игоря Калядина, отважившегося взяться за столь немодную тему, и артистов, читавших закадровый текст: Авангарда Леонтьева и Нину Тобилевич.
Наверное, нужно радоваться тому, что в наше, скажем так, фантастическое время такие передачи вообще появляются на TВ, но будем надеяться, что их станет больше. И пойдут они, как говорят нынче, в реальное время.