Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 мая 2023 г.
Культура Телеведение

Прощание славянки

К столетию Валентина Зубкова

18 мая 2023

Зубков целовал на весу Малявину в «Ивановом детстве». Сообщал Веронике о смерти Бориса в «Летят журавли». Снимал злого комбата с батареи Малешкина в «На войне как на войне».

Главные фильмы века были военными – и всегда с ним, хоть и не в центре, но на очень важных ролях. В сорок первом ему только-только стало 18, довоевал до младшего лейтенанта и был списан по туберкулёзу. Форма пришлась впору, и из тридцати шести фильмов в двадцати был он солдатом, сержантом, офицером действующих войск. Шёл в колонне добровольцев. Останавливал танковые прорывы. Пил за тех, кто не с нами. Четырежды возвращался домой в заветном 45-м. Даже в «Над Тиссой» носил красноармейскую фуражку – хотя был там офицером совсем другой и вовсе не братской армии.

В профессию его взяли с двух эпизодов, без специального образования: слишком подходил типажно. Про таких говорят: «с открытым, располагающим лицом». В «Евдокии» даже прошёл своеобразный семейный фейс-контроль. «Какой ты человек – покажись, что за душой у тебя? – вещал закадровый голос. – С чем пришёл? Нам тут вместе хорошо – а с тобой хорошо ли будет? Хороший человек. С добром пришёл. Входи, человек, ты здесь у себя дома». Всякой большой семье приходился по душе. С тем же открытым лицом и в не своих погонах являлся он в закарпатский Явор, что «Над Тиссой»: мосты рвать и сбивать с панталыку чернобровую звеньевую Терезию Симак. На том и спалился. Ревнивый старшина Смолярчук один во всей округе раскусил гадину.

Отрицательных ролей у Зубкова было немного – но именно он застрелил Коммуниста в одноимённом фильме, высадив в того весь револьверный барабан. Правда, режиссёр Райзман, сбивая природное обаяние, всячески портил ему внешность и заставлял постоянно жрать в кадре, что никого не красит. К финальной, аккордной сцене герой подошёл совершенно опухшим от пьянки и на себя не похожим.

Ещё раз таким же спитым и облезлым был в «Трое вышли из леса» – под подозрением у чекистов, не он ли сдал партизанский отряд врагу. Не он.

Во всех остальных ролях – ставил задачу, брал на себя, осаживал пустозвонов, держал оборону, шерстил уголовщину, совершал тревожные вылеты – был правильным гражданином вечно воюющей страны. Как в 20 лет, на него пёрли танки и сыпалась земля, что-то вокруг горело и чавкало железом в мокрое и живое. Как в 20 лет, во всех-всех его картинах гудели, громыхали, тревожно гукали поезда – суля разлуку и встречу, дом и фронт и скорую возможную гибель. На колёсах прожило всё его поколение – привыкши по-взрослому звать подвижной состав эшелонами и чуять неясную тревогу от карусели столбов за окном. Но, как и в 20 лет, он ставил всё на место, принимал спокойные решения и гасил общий мандраж. Была в Зубкове какая-то неуязвимая надёжность: не вылезая с фронтов, его герои почти никогда не гибли в конце. Только Тарковский в «Ивановом детстве» обрёк его капитана Холина на смерть: для режиссёра-христианина привлечение малолеток к смертельной драке было вынужденным, но не прощаемым грехом, и гибель всех причастных несла вполне символическую нагрузку. С Гальцева, случайно вовлечённого, спрос невелик – а вот Холин был не жилец.

Остальным – как и самому – как-то удавалось довоевать. Они приходили старшими в колхоз, бригаду, школу и надёжно улыбались: мол, всё теперь будет в порядке – и всё было в порядке.

У всех, кроме него.

В отпуске после армии у Зубкова утонул сын – и он сломался, сгорел враз. Как падал в фильме тех же лет «Обратной дороги нет» майор Топорков. «Кто стрелял?» – орали спутники. Никто не стрелял – отрубился, выключился человек сам после пережитого фронта, великих смертей и доставшей на склоне лет гибели самого дорогого человека.

Надёжный, стойкий, непробиваемый, прожил из сотни минувших с его рождения лет 55.

Бывает.

Тэги: Век
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Аристократ из ушедшей эпохи

    28.03.2025
  • Смоктуновский – имя нарицательное

    28.03.2025
  • В историческом контексте

    21.02.2025
  • Интеллект, голос, хватка

    12.02.2025
  • С надеждой на перерождение

    18.01.2025
  • Блаженный – значит счастливый

    85 голосов
  • Земля и небо

    68 голосов
  • Гений эпизода

    52 голосов
  • Последний из огненных

    40 голосов
  • В своей печали древним песням равный

    38 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS