Тестовые задания уходят в прошлое
Как сообщила министр образования Ольга Васильева, литература станет первым предметом, где все задания к ЕГЭ будут творческими, требующими развёрнутого ответа.
Единый государственный экзамен будет состоять из трёх блоков: литературоведческого разбора, анализа сравнительно-изобразительных средств произведения и расширенного сочинения. С вопросом, что ещё изменится для выпускников, собирающихся связать своё будущее с филологией, наш корреспондент обратился к доктору педагогических наук, профессору Московского государственного педагогического университета, руководителю федеральной комиссии разработчиков ЕГЭ по литературе Сергею ЗИНИНУ.
– Сергей Александрович, отменены тестовые задания по литературе. Значит ли это, что на оценку работы ученика снова существенно повлияет «человеческий фактор»? Ведь раньше тесты проверяла бездушная машина…
– Прежде всего хочу успокоить выпускников 2017 года и их родителей: никаких неожиданных «революционных» изменений в этом учебном году не произойдёт. Речь идёт о перспективной экзаменационной модели, которая одобрена Научно-методическим советом по литературе, прошла первичную апробацию в ряде российских регионов и в ближайшее время будет представлена профессиональному сообществу для широкого обсуждения.
Хочу отметить, что экспертами предметной комиссии Московского региона предлагаемая нами модель ЕГЭ по литературе одобрена (то же можно сказать и о большинстве учителей, осуществлявших апробацию новых заданий в школах).
Наряду с устранением простейших тестовых заданий, требующих краткого ответа (различные детали текста, литературоведческие термины и т.д.), предполагаются и другие изменения формата. Экзамен станет более гибким за счёт включения в него альтернативных заданий (выпускник сможет выбрать тот или иной ракурс рассмотрения художественного текста), а также благодаря свободно варьируемым лирическим произведениям, что исключит «натаскивание» на узкий содержательный список.
Вместе с тем литературный материал, входящий в первую часть экзамена (фрагмент эпического, лироэпического или драматического произведения), останется строго фиксированным. Бытующие ныне «перехват-залихватские» идеи варьирования этой части экзамена не выдерживают критики, так как, по сути, упраздняют крупные жанры золотого списка классики (роман, повесть, поэма и др.). Эти произведения должны быть обязательно прочитаны детьми и только при этом условии могут быть представлены на экзамене фрагментом. Если (не дай бог!) содержание предмета будет «отпущено на волю», то в первой части экзамена мы сможем использовать только произведения малой эпической формы, то есть короткие рассказы, содержание которых должно быть освоено «здесь и сейчас» – на экзамене. В этом случае придётся распрощаться и с «Евгением Онегиным», и с «Преступлением и наказанием» (далее – по списку).
Что касается «человеческого фактора» при проверке работ, то он и в предыдущей версии экзамена играл и играет ведущую роль. Тут многое зависит от качества критериев оценивания и квалификации экспертов. Отсутствие исходного шаблона, «эталона» при проверке кратких связных ответов и сочинения вполне естественно, так как даёт экзаменуемому право на личностную интерпретацию художественного текста. Такой материал «бездушная машина» проверить и оценить не в состоянии.
– Через какое примерно время станет понятна эффективность отмены тестовой части?
– Она понятна уже сейчас. Задания с кратким ответом «отыграли» своё: старшеклассники достаточно легко справляются с «терминологической азбукой», а подлинным инструментом проверки литературных знаний и предметных навыков традиционно были и остаются задания, требующие развёрнутого письменного рассуждения, «текста о тексте». Сказанное вовсе не означает отказа от теоретико-литературной составляющей экзамена: её функции частично примут на себя краткие связные ответы и сочинение. Таким образом, новая модель экзамена преемственна по отношению к ныне действующей и одновременно открывает новые возможности для самораскрытия юного читателя.
– Сергей Александрович, пожалуйста, выскажите лично вашу точку зрения на это решение Минобразования. Чего в нём больше – плюсов или минусов?
– Дело в том, что позиция нового министра, Ольги Юрьевны Васильевой, и последние разработки предметной комиссии Федерального института педагогических измерений совпали по принципу взаимного встречного движения. Для меня плюсы данной инициативы очевидны, а минусы…
Для очень слабо подготовленных ребят простейшие задания были палочкой-выручалочкой, позволявшей «наскрести» хотя бы минимальный балл. Если их не будет, придётся готовиться к экзамену более основательно (тем более что экзамен этот необязательный и выбирается вполне сознательно). Так что и это вряд ли можно считать минусом.
Беседу вёл Сергей Николаев