Любовь Черемошкина, профессор
Пожар в городе Тэджон уничтожил 858 терабайт государственных данных. Так цифровая катастрофа в Южной Корее, одной из наиболее технологически развитых стран, обнажила общие для всех проблемы эпохи доминирования виртуальной реальности. Но пожары в хранилищах электронных носителей информации и прочие стихийные бедствия – не единственные «неприятности» для погружённых в тотальную цифровизацию.
Оказавшись в столице Золотого кольца, смогла оценить «достоинства» новых технологий на своей шкуре. Оплата проезда в общественном транспорте наличными превратилась в архаику, а сам он оказался (для меня, во всяком случае) недоступен. Терминал автобуса отказался принимать деньги с моей банковской карты. Повторив неуспешную попытку в уже движущемся автобусе, услышала грозный окрик: «Выйдите, я не разрешаю вам ехать!» Контролёрша наконец-то поймала матёрого «зайца» и не успокаивалась. Вылететь в окно движущегося автобуса я не планировала, поэтому попыталась успокоить не на шутку разошедшуюся даму: «Выйду на следующей остановке». Сердобольная соседка, наблюдавшая моё унижение, провела своей картой по упрямому шедевру искусственного интеллекта, а я расплатилась уже с ней.
В ближайшем отделении Сбербанка карту мою проверили – пять сотен на ней есть, и она активна. На следующий день всё повторилось. Не буду испытывать судьбу, поеду на троллейбусе, решила я. Но и там – не одобрено! Сидящая поблизости черноглазая красавица, гостья из Ингушетии, робко: «Можно я за вас заплачу?» Протягиваю ей деньги, но встречаю категорический отказ их взять: «В Ярославле со мной такое уже было. Пробовала три свои карты и ни одна не сработала. За меня заплатили и денег не взяли».
Контролёр троллейбуса № 9 оказался в отличие от вчерашней дамы интеллигентным человеком и всячески старался разъяснить сей казус: «Есть ли у вас смартфон? Существует приложение, оно позволит…» Увидев мою кнопочную архаику, сжался от сочувствия ко мне и моему «восемьсот двенадцатого года» телефону, предупредив: транспортники отслеживают поведение пассажиров и могут выставить в Интернете ваше фото как злостного неплательщика. Утром следующего дня отправилась (разумеется, уже пешком) в отделение Сбербанка, чтобы ещё раз проверить карту. Всё нормально, выяснили там, карта работает, деньги есть. «Что же делать?» – задала я любимый россиянами вопрос. «Поезжайте (?!) на автовокзал, у них есть смартфоны, они что-нибудь сделают. А ещё могу посоветовать открыть у нас вклад и накопить на смартфон».
Покупайте смартфоны, погружайтесь в виртуальный мир и обретёте молочные (цифровые) реки в кисельных (цифровых) берегах – каждодневные лозунги эры цифровизации. «Искусственный интеллект развивается семимильными шагами», – убеждают нас. Может быть, и семимильными, но только в двух поездках из восьми транспортные терминалы приняли мой безнал.
Плюсы у электронных способов взаимодействия, разумеется, есть. Но и вопросов – море. Главный: каковы ближние и отдалённые задачи цифровизации? Неужели цифровое неравенство, а приведённый пример тому наглядное доказательство, – достойная цель общегосударственного масштаба? Цифровая дискриминация, цифровое рабство, цифровой концлагерь – не самые «сильные» оценки происходящего из уст всех, с кем обсуждала невозможность оплатить проезд наличными.
А на пороге – цифровой рубль. Что надует ветер трансгуманизма? Очевидно, что оплата проезда только транспортными и банковскими картами – забава для горожан, в первую очередь для молодых и продвинутых. И создавали эти «услуги» те, кто общественным транспортом не пользуется и понятия не имеет, что же это такое. Представим приехавшего в город деревенского жителя, которого такое счастье, как банковская карта, ещё не посетило. Он спешит на приём к врачу, и вся надежда не на искусственный интеллект, а на сердобольных сограждан. Не помогут ни контролёр, ни водитель: продажа билетов за наличные под запретом. Если необходимо совершить две-три пересадки, то выход один – обогащать таксистов.
Неужели цифровизаторы уже реализовали задачу превратить каждого из нас в нечто полностью управляемое? Неужели «молитвенник» о пользе и удобствах цифровизации заместил жалкие остатки здравого смысла? Неужели дивный «новый» мир уже наступил? Мир, где всё подчинено цифровой целесообразности, иначе говоря, минимизации затрат на «содержание» отдельно взятой единицы населения?
Мировые элиты замыслили создать цифровое будущее для 99 процентов населения Земли уже к 2045 году. И активно продвигают нас к этой «райской» жизни с помощью Google, British Telekom, Intel, Cisco, Microsoft. Народ вознамерились лишить традиционных осознаваемых ориентиров поведения. Всё посчитано и просчитано. Не только деньги (банки на то и существуют), но и помыслы наши. Для чего нужны навязываемые алгоритмы поведения? Чтобы управлять, манипулировать. ВЛАСТВОВАТЬ!
Диктатура цифровизаторов имеет своей целью вселенскую власть. Поэтому мыслящие личности не нужны. Нужны, да и то в явно ограниченном количестве, цифровые человеки, вернее, постчеловеки. Без совести, без нравственности, а значит, и без Бога! Добавим, и без денег в руках. Нужна ли нам ТАКАЯ жизнь? Да и не жизнь это вовсе, а функционирование по алгоритму: прикладываем карту – убираем карту, и т.п. Существование или пребывание «в облаке» уготовано нам, 99 процентам тружеников, патриотов, борцов и защитников нашей земли, а жить на ней собирается, судя по замыслам цифровизаторов, один процент не охваченных ею…
Согласно статье 140 Гражданского кодекса, «рубль является законным платёжным средством, обязательным к приёму по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации… платежи на территории РФ осуществляются путём наличных и безналичных расчётов». А согласно закону «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель) «обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путём использования национальных платёжных инструментов, а также наличных расчётов по выбору потребителя».
Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путём наличных расчётов или с использованием национальных платёжных инструментов, гласит КоАП, «влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей». Видимо, размер штрафов слишком скромный, и поэтому транспортные компании на федеральные законы попросту плюют. А чтобы их поддержать, региональные власти принимают свои законы, по которым водителям принимать оплату за проезд строго-настрого запрещено.
В Ярославле такой закон принят с 1 января текущего года. Только вот на терминалах, на которых можно было бы купить транспортную карту, решили сэкономить. Их, судя по постам в городских социальных сетях, меньше сорока. Чтобы купить карту, надо как-то до терминала доехать, а доехать, получается, можно только «зайцем». Цифровизация, которая должна была упростить нам жизнь, превратила поездки в квест.