Ольга Ковалик
Фотомастеру Евгению Петровичу Умнову судьба одолжила всего-то 56 лет, взяв в залог его неповторимое творчество, ставшее ярким портретом послевоенной эпохи – с 1944 по 1975 год. Огромный архив мастера почти весь лежит под спудом и ждёт изучения.
В течение 25 лет активной работы штатным фотокорреспондентом «Огонька» он, красивый, обаятельный, «по дружбе» вхожий в закулисье художественной – интеллектуальной – партийной элиты, талантливо, с размахом свидетельствовал о современниках и современности. Причём так, что мнительные артисты признавали за добрую примету созданный Умновым портрет. А тот, будто по Станиславскому, в пространстве снимка решал действенные задачи их образов, выводил кантилену их судеб, прозревал эмблему их дара.

Кстати, великих мастеров Художественного театра Евгений Петрович знал не понаслышке. Его тётка «отчаянная» Софья Мальцева, чемпионка Советского Союза по теннису, одна из первых получившая звание «Мастер спорта СССР», дружила с корифеями МХАТа, которые довольно часто оказывались в объективе Умнова. Фотостиль племянника не обошёлся без влияния атакующей, уверенной, расчётливой манеры игры прославленной теннисистки.
Эстетическое чувство привила ему мать Зинаида Васильевна Мальцева, ученица известного художника Константина Юона. В течение долгого времени она виртуозно ретушировала негативы сына. Участь же отца – инженера, обвинённого во вредительстве и расстрелянного в 1929 году, когда Евгению было 10 лет, раз и навсегда отвратила Умнова от роли апологета идеологии социалистического реализма. Он предпочёл стать панегиристом, скажем так, прогрессивного романтизма, чтобы сосредоточиться на темах, способных (без спекулятивного надрыва) масштабно отразить идеальное представление о внешней красоте человека, его душе и долге.

Видимо, сам гений места расположил Умнова к уникально-возвышенному творчеству. Его детство и юность прошли на Кузнецком Мосту, в квартире № 10 доходного дома Сокол. Ежедневно видя на фасаде роскошную майоликовую мозаику, выполненную по эскизу одного из лучших театральных художников, «младшего мирискусника» Николая Сапунова, и рельефные изразцы, сочинённые провидцем Михаилом Врубелем, невольно проникнешься чувственным романтизмом.
По соседству жили известные всей Москве люди – балетный дирижёр Большого театра Юрий Файер, дочь композитора Петра Булахова – великолепное контральто Евгения Збруева, актриса Малого театра красавица Елена Гоголева. На первом этаже манила лавка Всесоюзного объединения «Международная книга» и вызывал любопытство магазин легендарного издательства «Academia». Будто предваряя судьбу Умнова, на их месте до революции находилась знаменитейшая фирма фотографических услуг «Шерер, Набгольц и Кє». Именно Мартин Николаевич Шерер впервые снял великолепную фотопанораму Москвы, изданную в 1867 году.

Словом, на архитектурный факультет Московского инженерно-строительного института Евгения Петровича привело не только призвание, но и детские впечатления. Зодчим он не стал, однако образование сказалось на безупречной композиции его вдохновенно-виртуозных снимков, стилистику которых отличает амальгама символики и конструктивизма.
В работах мастера переплелись бестрепетный факт, пленительный миф, повышенный романтизм, утончённый артистизм. Сотрудничая с самыми известными иллюстрированными журналами, Умнов был в гуще событий. Фиксировал послевоенное возрождение городов, новые коллекции Общесоюзного дома моделей одежды, строительство сталинских высоток, реконструкцию ВДНХ, праздничную Москву во время VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года.

Евгений Петрович оставил яркие фотовпечатления от Московского международного кинофестиваля, Международного конкурса артистов балета, Международного конкурса имени П.И. Чайковского, гастролей миланского театра Ла Скала и труппы Комеди Франсез, Ива Монтана и Марлен Дитрих.
Он явился подлинным летописцем советского хореографического театра середины XX столетия, фиксируя создание спектаклей от замысла до послепремьерного банкета. Ему посчастливилось быть с Большим театром на легендарных лондонских и американских гастролях 1956 и 1959 годов.

Несомненно, они нашли друг друга – большой стиль космической эпохи и склонность Умнова к нестандартно-грандиозным структурным решениям. Он останавливал мгновения ради отражения их эмоциональной ауры, иллюзорности и совершенства. Склонный к дендизму, даже к донжуанству, мастер был чувственником фотографии, очарованным жизнью и очаровательным в жизни. В результате на фотобумаге проявлялись ни на что не похожие пластические мизансцены, решённые в жанре живых картин.
Картинными выглядят и портреты его «кисти», на которых запечатлены многие значимые люди того времени, когда деревья были большие, до звёзд можно было дотянуться рукой, а имена Юрия Гагарина, Галины Улановой, Михаила Шолохова, Майи Плисецкой гремели по всему миру. Снимки Умнова стали одним из сохранителей и даже творцов образа-судьбы нашего народа и государства. Они сконцентрировали в себе дух и пафос счастливой поры прошлого века, а потому их ценность превыше ремесленной и художественной.

Снимки Евгения Петровича реставрируют добрую память о прошлом, а значит, высвобождают душевные силы, творящие добрые надежды на будущее. Его фотографии – символ чего-то оптимистичного, хрупкого и бесценного, что вопреки коррозии времени всегда существует в мире. Радость, запечатлённая Умновым, есть знак гармонии бытия, обретаемого тернистым путём каждого поколения человечества.
Выдающийся фотограф родился в Москве 24 мая 1919 года. Скончался в 1975 году, пятьдесят лет назад.