Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 июля 2025 г.
  4. № 28 (6992) (16.07.2025)
Общество Настоящее Прошлое

Прошедших лет живой портрет

Судьба и уникальные фото Евгения Умнова

17 июля 2025

Ольга Ковалик

Фотомастеру Евгению Петровичу Умнову судьба одолжила всего-то 56 лет, взяв в залог его неповторимое творчество, ставшее ярким портретом послевоенной эпохи – с 1944 по 1975 год. Огромный архив мастера почти весь лежит под спудом и ждёт изучения.

В течение 25 лет активной работы штатным фотокорреспондентом «Огонька» он, красивый, обаятельный, «по дружбе» вхожий в закулисье художественной – интеллектуальной – партийной элиты, талантливо, с размахом свидетельствовал о современниках и современности. Причём так, что мнительные артисты признавали за добрую примету созданный Умновым портрет. А тот, будто по Станиславскому, в пространстве снимка решал действенные задачи их образов, выводил кантилену их судеб, прозревал эмблему их дара.

Юрий Григорович и солистки Лесма Чадарайн и Наталья Тоборко, 1959 год. Первая постановка мастера в Большом театре – «Каменный цветок»

Кстати, великих мастеров Художественного театра Евгений Петрович знал не понаслышке. Его тётка «отчаянная» Софья Мальцева, чемпионка Советского Союза по теннису, одна из первых получившая звание «Мастер спорта СССР», дружила с корифеями МХАТа, которые довольно часто оказывались в объективе Умнова. Фотостиль племянника не обошёлся без влияния атакующей, уверенной, расчётливой манеры игры прославленной теннисистки.

Эстетическое чувство привила ему мать Зинаида Васильевна Мальцева, ученица известного художника Константина Юона. В течение долгого времени она виртуозно ретушировала негативы сына. Участь же отца – инженера, обвинённого во вредительстве и расстрелянного в 1929 году, когда Евгению было 10 лет, раз и навсегда отвратила Умнова от роли апологета идеологии социалистического реализма. Он предпочёл стать панегиристом, скажем так, прогрессивного романтизма, чтобы сосредоточиться на темах, способных (без спекулятивного надрыва) масштабно отразить идеальное представление о внешней красоте человека, его душе и долге.

Перед началов спектакля в Большом театре. 1960-е годы

Видимо, сам гений места расположил Умнова к уникально-возвышенному творчеству. Его детство и юность прошли на Кузнецком Мосту, в квартире № 10 доходного дома Сокол. Ежедневно видя на фасаде роскошную майоликовую мозаику, выполненную по эскизу одного из лучших театральных художников, «младшего мирискусника» Николая Сапунова, и рельефные изразцы, сочинённые провидцем Михаилом Врубелем, невольно проникнешься чувственным романтизмом.

По соседству жили известные всей Москве люди – балетный дирижёр Большого театра Юрий Файер, дочь композитора Петра Булахова – великолепное контральто Евгения Збруева, актриса Малого театра красавица Елена Гоголева. На первом этаже манила лавка Всесоюзного объединения «Международная книга» и вызывал любопытство магазин легендарного издательства «Academia». Будто предваряя судьбу Умнова, на их месте до революции находилась знаменитейшая фирма фотографических услуг «Шерер, Набгольц и Кє». Именно Мартин Николаевич Шерер впервые снял великолепную фотопанораму Москвы, изданную в 1867 году.

Галина Уланова, конец 1950‑х годов

Словом, на архитектурный факультет Московского инженерно-строительного института Евгения Петровича привело не только призвание, но и детские впечатления. Зодчим он не стал, однако образование сказалось на безупречной композиции его вдохновенно-виртуозных снимков, стилистику которых отличает амальгама символики и конструктивизма.

В работах мастера переплелись бестрепетный факт, пленительный миф, повышенный романтизм, утончённый артистизм. Сотрудничая с самыми известными иллюстрированными журналами, Умнов был в гуще событий. Фиксировал послевоенное возрождение городов, новые коллекции Общесоюзного дома моделей одежды, строительство сталинских высоток, реконструкцию ВДНХ, праздничную Москву во время VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года.

Дмитрий Шостакович и Асаф Мессерер во время постаноки Класс-концерта в Большом театре. 1963 год

Евгений Петрович оставил яркие фотовпечатления от Московского международного кинофестиваля, Международного конкурса артистов балета, Международного конкурса имени П.И. Чайковского, гастролей миланского театра Ла Скала и труппы Комеди Франсез, Ива Монтана и Марлен Дитрих.

Он явился подлинным летописцем советского хореографического театра середины XX столетия, фиксируя создание спектаклей от замысла до послепремьерного банкета. Ему посчастливилось быть с Большим театром на легендарных лондонских и американских гастролях 1956 и 1959 годов.

Вадим Рындин и Галина Уланова во время гастролей в США. 1959 год

Несомненно, они нашли друг друга – большой стиль космической эпохи и склонность Умнова к нестандартно-грандиозным структурным решениям. Он останавливал мгновения ради отражения их эмоциональной ауры, иллюзорности и совершенства. Склонный к дендизму, даже к донжуанству, мастер был чувственником фотографии, очарованным жизнью и очаровательным в жизни. В результате на фотобумаге проявлялись ни на что не похожие пластические мизансцены, решённые в жанре живых картин.

Картинными выглядят и портреты его «кисти», на которых запечатлены многие значимые люди того времени, когда деревья были большие, до звёзд можно было дотянуться рукой, а имена Юрия Гагарина, Галины Улановой, Михаила Шолохова, Майи Плисецкой гремели по всему миру. Снимки Умнова стали одним из сохранителей и даже творцов образа-судьбы нашего народа и государства. Они сконцентрировали в себе дух и пафос счастливой поры прошлого века, а потому их ценность превыше ремесленной и художественной.

Махмуд Эсамбаев и Леонид Якобсон. Репетиция негритянского танца для фильма «В мире танца», 1961 год

Снимки Евгения Петровича реставрируют добрую память о прошлом, а значит, высвобождают душевные силы, творящие добрые надежды на будущее. Его фотографии – символ чего-то оптимистичного, хрупкого и бесценного, что вопреки коррозии времени всегда существует в мире. Радость, запечатлённая Умновым, есть знак гармонии бытия, обретаемого тернистым путём каждого поколения человечества.

Выдающийся фотограф родился в Москве 24 мая 1919 года. Скончался в 1975 году, пятьдесят лет назад.


Тэги: Культурный слой
Обсудить в группе Telegram

Ольга Ковалик

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Духовный центр в Галерной гавани

    09.07.2025
  • Вернуть исторический облик

    28.05.2025
  • От джаза к симфонии

    04.04.2025
  • Царь-книгочей

    21.03.2025
  • В дар музею

    28.02.2025
  • Зачем Герасим снял сапоги?

  • Неизвестная драма Летнего сада

  • По следам Фёдора Михайловича

  • В Язвицы, к Бокову

  • Как воспитать великодушных

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS