Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 февраля 2024 г.
Литература Библиосфера

Прошла зима...

Стихи, которым сложно сопротивляться

15 февраля 2024

Представляем три книги – новинки издательства «СТиХИ» товарищества поэтов «Сибирский тракт». Это издательство – одно из немногих сегодня, выпускающих книги современных талантливых поэтов, причём в разных сериях. И не только выпускает, но и помогает прийти к своему читателю: проводит творческие встречи, презентации книг в разных городах, фестивали.

За что нам этот вечер дан

Александр Вергелис. Поближе к сирени: книга стихотворений. – М.: СТиХИ, 2023. – 56 с.: ил. – Сер. «Сингл» (The Single). – Кн. 67.

Бывают стихи, которым очень сложно сопротивляться. Они окутывают лёгким цветочным запахом, оседают на коже, пробираются в кровь – не замечаешь, как внезапно становишься болен поэзией. «Поближе к сирени» – одна из таких книг.

Первое, что привлекает внимание, – леденцовая звонкость, сладостная прозрачность строк. Только поэт поймёт, сколько душевного труда и каждодневной работы стоит за чеканными, лёгкими, простыми на первый взгляд фразами.

Не спрашивай, за что

            нам этот вечер дан,

люби его тепло, безветрие, покой

и ровную дугу, что описал волан,

отправленный в полёт

                  влюблённою рукой…


Точная предметность образов в тексте создаёт эффект четвёртой стены – читатель невольно включается в действо. Едет с автором в электричке, бредёт вдоль Фонтанки, сплавляется по реке со смешным названием Суйда. Даже в сны получается заглянуть сквозь окошки страниц, даже в смертное беспамятство кануть. И ощутить, что с телесной смертью жизнь не кончается, дух бродит где хочет, сидит на берегу со стаканом в руке и слушает, как прибой бормочет не написанные ещё строки. Если бывают стихи, повествующие о смятении и богооставленности, то Вергелис пишет о присутствии Бога. Ангельский язык доступен его таланту и претворяется в строки, полные библейских аллюзий. 

Апостол станет у ворот:

«Сюда пожалуйте!»

Кто от чего из нас умрёт,

а я – от жалости…


Другая тема, громко и больно звучащая в творчестве Вергелиса, – Донбасс и его судьба. Поэта глубоко задевает происходящее, он не может молчать и делать вид, что ничего не происходит. В интернетиках спорят о модных трендах и лайкают котиков, а в это время снаряды летят в Волноваху и Марьинку. И нужно подобрать точные, правильные слова, чтобы стихи не превратились в агитку или конъюнктуру, оставались честными. Автору хватает такта и мудрости соблюсти верный баланс. Он не передавливает, не кричит – повествует о невыносимом кошмаре, который видит.

Эта цинком богатая почва

и всё то, что на ней проросло,

этот воздух, разорванный в клочья,

эта боль – всё имеет число.


Простота и гармония, естественность и скромность, открытость миру. Стихи Вергелиса остаются в памяти, как осенние листья, заложенные в книгу.

Открываешь, вглядываешься – и всегда помнишь.

Выбор времени

Екатерина Годвер. После больших снегов: книга стихотворений. – М.: СТиХИ, 2023. – 48 с.: ил. – Сер. «Сингл» (The Single). – Кн. 71.

В «Нарнии» Льюиса сказано: страшны те битвы, в которых принимают участие женщины. Война – мужское дело, там кровь, взрывы и смерти. Однако сейчас у женщин зачастую не остаётся выбора. Екатерина Годвер – солдат на фронтах поэзии, она сражается стихами против несправедливости и жестокости мира, который её окружает. О чём она пишет?

Девочка читает про войну

Книгу в истрепавшейся обложке.

Хорошо, когда страницу можно,

Мельком проглядев, перевернуть…


Годвер легко и непринуждённо перелистывает наш мир с его метелями и снегами, питерскими линиями и донбасскими терриконами. Её переполняет боль за страну, за людей, за настоящее и будущее России.

человек человеку – бог;

человек человеку в бок

острым лезвием тычет, и –

вот он, в новом тысячелетии...


Мастерство поэтики Годвер – лаконичность, осознанность, элегантная игра слов, точная форма высказывания. У неё не найдёшь пышных эпитетов и излишних красивостей, только чистые цвета и гулкие звуки.

Если говорить о литературном родстве, то в стихах автора бесспорно ощущается влияние Есенина и Башлачёва. Годвер стилизует текст под былинный, сказочный – тут и кудыкина гора, и Колобок с Лисой, и Баба-яга, и Волк. Однако за внешней простотой стоит глубокая проработка, явные и скрытые от невнимательных глаз цитаты из классиков, прекрасная эрудиция, способность легко и непринуждённо играть смыслами.

Спички – в штормовке папиной –

вместе с буржуйским «Ротмансом»…

Петька на печке греется,

                        тлеет искра внутри.

В акте миросожжения

               есть элемент перформанса.

Петька однажды вырастет.

                         Может быть, повторит.


Алтайский сборник

Алексей Ширяев. Бы: книга стихотворений. – М.: СТиХИ, 2023. – 52 с.: ил. – Сер. «Сингл» (The Single). – Кн. 61.

Первая книга поэта – всегда заявка на место в литературе. Можно выпустить сборник и проснуться знаменитой, как Ахматова, а можно и бегать по книжным лавочкам, скупая до последнего весь тираж, как Гумилёв. Или поставить посреди мира алтайский камень и подыгрывать на варгане северной песне… Дебютная книга Ширяева – выстрел в Луну из пушки. Меткий выстрел, что характерно – поэт попал в аудиторию, вызвал отклик.

О Господи, дай мне собрать себя

                                        по крохам,

Не слиться с толпой,

               аварийным пройдя выходом.

Чтоб пить эту жизнь,

                причащаясь, одним вдохом,

Чтоб петь эту жизнь как прощаясь –

                                         одним выдохом.


В ножевых строках Ширяева – лёд и пламя, страсть и ярость, печаль и мудрость веков. Как поэт Алексей предельно честен – следуя примеру кочевников, он поёт о том, что видит. Попался на глаза след девичьей ступни, запомнились мокрые пряди волос или нервное напряжение предчувствия войны – всякое лыко в строку, всё сложится единственно верным образом. Ни убрать, ни прибавить, не оторваться и не отвернуться – только вслушиваться, перебирая истории, словно контурные карты жизненного пути. И идти по России, осваивать километры дорог, как хаживали когда-то казаки.

Нетронутых сугробов мех потерян,

Кафтан искристый съёжился и сел.

Прошла зима, а я и не примерил;

Прошла зима, а я и не надел.


В одних стихах осколками зеркального стекла играют глубокие чувства, в других – пацанские, залихватские, с кепарем на затылке. Почти все тексты – сибирские, снежные, стылые до озноба. Но надежда не иссякает – ведь если солнце не может выпить лужу, значит, где-то рядом родник. 

Незнакомка. И наша постель

Что твой омут.

Я вынырну первым со дна.

Мой капризный сюрприз:

Незнакомка,

Знакомка,

Жена.


Пылкая чувственность стихов Ширяева – одна из сильных сторон его творчества. Он без стеснения описывает свои переживания, говорит о любви с откровенностью соловья – и это завораживает. Хочется воображать сказочную красоту и стрекозиную лёгкость лирических героинь стихов, блуждать вместе с ними по тропкам и побережьям, касаться тёплого ствола яблони. И немного завидовать – не всякой женщине повезёт хотя бы раз в жизни оказаться под прицелом взгляда поэта и босиком войти в вечность.

Я летел впопыхах,

Чтоб подбросить тебя на руках.

Это я для тебя

Загорелый, подтянутый, летний!


Ника Батхен

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Агент Большой истории

    02.06.2025
  • Россия – судьба моя

    02.06.2025
  • Предо мной сто дорог

    02.06.2025
  • Секретные коды

    02.06.2025
  • Река незабвения

    01.06.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS