Представляем три книги – новинки издательства «СТиХИ» товарищества поэтов «Сибирский тракт». Это издательство – одно из немногих сегодня, выпускающих книги современных талантливых поэтов, причём в разных сериях. И не только выпускает, но и помогает прийти к своему читателю: проводит творческие встречи, презентации книг в разных городах, фестивали.
За что нам этот вечер дан
Александр Вергелис. Поближе к сирени: книга стихотворений. – М.: СТиХИ, 2023. – 56 с.: ил. – Сер. «Сингл» (The Single). – Кн. 67.
Бывают стихи, которым очень сложно сопротивляться. Они окутывают лёгким цветочным запахом, оседают на коже, пробираются в кровь – не замечаешь, как внезапно становишься болен поэзией. «Поближе к сирени» – одна из таких книг.
Первое, что привлекает внимание, – леденцовая звонкость, сладостная прозрачность строк. Только поэт поймёт, сколько душевного труда и каждодневной работы стоит за чеканными, лёгкими, простыми на первый взгляд фразами.
Не спрашивай, за что
нам этот вечер дан,
люби его тепло, безветрие, покой
и ровную дугу, что описал волан,
отправленный в полёт
влюблённою рукой…
Точная предметность образов в тексте создаёт эффект четвёртой стены – читатель невольно включается в действо. Едет с автором в электричке, бредёт вдоль Фонтанки, сплавляется по реке со смешным названием Суйда. Даже в сны получается заглянуть сквозь окошки страниц, даже в смертное беспамятство кануть. И ощутить, что с телесной смертью жизнь не кончается, дух бродит где хочет, сидит на берегу со стаканом в руке и слушает, как прибой бормочет не написанные ещё строки. Если бывают стихи, повествующие о смятении и богооставленности, то Вергелис пишет о присутствии Бога. Ангельский язык доступен его таланту и претворяется в строки, полные библейских аллюзий.
Апостол станет у ворот:
«Сюда пожалуйте!»
Кто от чего из нас умрёт,
а я – от жалости…
Другая тема, громко и больно звучащая в творчестве Вергелиса, – Донбасс и его судьба. Поэта глубоко задевает происходящее, он не может молчать и делать вид, что ничего не происходит. В интернетиках спорят о модных трендах и лайкают котиков, а в это время снаряды летят в Волноваху и Марьинку. И нужно подобрать точные, правильные слова, чтобы стихи не превратились в агитку или конъюнктуру, оставались честными. Автору хватает такта и мудрости соблюсти верный баланс. Он не передавливает, не кричит – повествует о невыносимом кошмаре, который видит.
Эта цинком богатая почва
и всё то, что на ней проросло,
этот воздух, разорванный в клочья,
эта боль – всё имеет число.
Простота и гармония, естественность и скромность, открытость миру. Стихи Вергелиса остаются в памяти, как осенние листья, заложенные в книгу.
Открываешь, вглядываешься – и всегда помнишь.
Выбор времени
Екатерина Годвер. После больших снегов: книга стихотворений. – М.: СТиХИ, 2023. – 48 с.: ил. – Сер. «Сингл» (The Single). – Кн. 71.
В «Нарнии» Льюиса сказано: страшны те битвы, в которых принимают участие женщины. Война – мужское дело, там кровь, взрывы и смерти. Однако сейчас у женщин зачастую не остаётся выбора. Екатерина Годвер – солдат на фронтах поэзии, она сражается стихами против несправедливости и жестокости мира, который её окружает. О чём она пишет?
Девочка читает про войну
Книгу в истрепавшейся обложке.
Хорошо, когда страницу можно,
Мельком проглядев, перевернуть…
Годвер легко и непринуждённо перелистывает наш мир с его метелями и снегами, питерскими линиями и донбасскими терриконами. Её переполняет боль за страну, за людей, за настоящее и будущее России.
человек человеку – бог;
человек человеку в бок
острым лезвием тычет, и –
вот он, в новом тысячелетии...
Мастерство поэтики Годвер – лаконичность, осознанность, элегантная игра слов, точная форма высказывания. У неё не найдёшь пышных эпитетов и излишних красивостей, только чистые цвета и гулкие звуки.
Если говорить о литературном родстве, то в стихах автора бесспорно ощущается влияние Есенина и Башлачёва. Годвер стилизует текст под былинный, сказочный – тут и кудыкина гора, и Колобок с Лисой, и Баба-яга, и Волк. Однако за внешней простотой стоит глубокая проработка, явные и скрытые от невнимательных глаз цитаты из классиков, прекрасная эрудиция, способность легко и непринуждённо играть смыслами.
Спички – в штормовке папиной –
вместе с буржуйским «Ротмансом»…
Петька на печке греется,
тлеет искра внутри.
В акте миросожжения
есть элемент перформанса.
Петька однажды вырастет.
Может быть, повторит.
Алтайский сборник
Алексей Ширяев. Бы: книга стихотворений. – М.: СТиХИ, 2023. – 52 с.: ил. – Сер. «Сингл» (The Single). – Кн. 61.
Первая книга поэта – всегда заявка на место в литературе. Можно выпустить сборник и проснуться знаменитой, как Ахматова, а можно и бегать по книжным лавочкам, скупая до последнего весь тираж, как Гумилёв. Или поставить посреди мира алтайский камень и подыгрывать на варгане северной песне… Дебютная книга Ширяева – выстрел в Луну из пушки. Меткий выстрел, что характерно – поэт попал в аудиторию, вызвал отклик.
О Господи, дай мне собрать себя
по крохам,
Не слиться с толпой,
аварийным пройдя выходом.
Чтоб пить эту жизнь,
причащаясь, одним вдохом,
Чтоб петь эту жизнь как прощаясь –
одним выдохом.
В ножевых строках Ширяева – лёд и пламя, страсть и ярость, печаль и мудрость веков. Как поэт Алексей предельно честен – следуя примеру кочевников, он поёт о том, что видит. Попался на глаза след девичьей ступни, запомнились мокрые пряди волос или нервное напряжение предчувствия войны – всякое лыко в строку, всё сложится единственно верным образом. Ни убрать, ни прибавить, не оторваться и не отвернуться – только вслушиваться, перебирая истории, словно контурные карты жизненного пути. И идти по России, осваивать километры дорог, как хаживали когда-то казаки.
Нетронутых сугробов мех потерян,
Кафтан искристый съёжился и сел.
Прошла зима, а я и не примерил;
Прошла зима, а я и не надел.
В одних стихах осколками зеркального стекла играют глубокие чувства, в других – пацанские, залихватские, с кепарем на затылке. Почти все тексты – сибирские, снежные, стылые до озноба. Но надежда не иссякает – ведь если солнце не может выпить лужу, значит, где-то рядом родник.
Незнакомка. И наша постель
Что твой омут.
Я вынырну первым со дна.
Мой капризный сюрприз:
Незнакомка,
Знакомка,
Жена.
Пылкая чувственность стихов Ширяева – одна из сильных сторон его творчества. Он без стеснения описывает свои переживания, говорит о любви с откровенностью соловья – и это завораживает. Хочется воображать сказочную красоту и стрекозиную лёгкость лирических героинь стихов, блуждать вместе с ними по тропкам и побережьям, касаться тёплого ствола яблони. И немного завидовать – не всякой женщине повезёт хотя бы раз в жизни оказаться под прицелом взгляда поэта и босиком войти в вечность.
Я летел впопыхах,
Чтоб подбросить тебя на руках.
Это я для тебя
Загорелый, подтянутый, летний!
Ника Батхен