Выход «Истории государства Российского» обречён стать раритетом. Судите сами: издание приурочено к 255-летию Н.М. Карамзина и отпечатано тиражом 55 экземпляров. Каждый содержит иллюстрации, созданные в технике цветной автолитографии. Весь изобразительный материал подготовлен художником Юлией Гжельской.
– Эту тему посоветовал мне выбрать народный художник России Б.А. Диодоров, – рассказала она «ЛГ». – Это было ещё на первом курсе института. Я показала ему свои иллюстрации на древнерусскую тему. Увидев их, он предложил мне прочитать «Историю государства Российского». Борис Аркадьевич познакомил меня с великим мастером литографии народным художником Николаем Львовичем Воронковым. Именно с ним началось воплощение эскизов в литографии. Основная работа началась в 2011 году. Процесс создания цветных литографий небыстрый – для каждого цвета в иллюстрации нужно создать (нарисовать) отдельную печатную форму (литографский камень). Необходима специальная мастерская, поскольку камни очень велики и тяжелы, а печать происходит на литографском станке. Все технические работы с камнем выполняет мастер-печатник. Необходимо и подготовить саму форму, и станок настроить, и цвет нужный смешать – все процессы делаются вручную.
В процесе работы разные вещи случаются. Однажды протекла крыша мастерской и погиб тираж уже готовой картинки (для создания которой потребовалось нарисовать и спечатать 12 камней)... Пришлось всё повторять заново. В общем, работа над литографиями длилась 10 лет. За этот период было создано 14 цветных литографий, 14 заставок и 114 маленьких чёрно-белых иллюстраций. В подготовке юбилейного тома избранных глав приняли участие специалисты-историки И.Н. Данилевский и Р.Б. Казаков. Роман Борисович – один из лучших карамзинистов современности, он составил предисловие к данному тому. В выпуске книги приняло участие замечательное камерное «Издательство Столяровых», оно напечатало книгу на самом высоком полиграфическом уровне.
Борис Диодоров считает, что Юлия Гжельская создала свой творческий метод. Она нашла живую форму, живое пространство для традиционной древней средневековой книжной культуры и литературного мира произведения, достигая в своих литографиях вибрационного поля эстетического восприятия. Сделанное ею уже сейчас приятно удивляет многих карамзинистов, художников, литераторов, критиков и издателей. Я даже могу утверждать, что это великий подвиг молодого художника, увлечённого высокой правдой и любовью к созданию неповторимого шедевра, которого пока ещё никто не сделал до неё. Культура – это фундамент нации, и Юлия посвятила свою жизнь этой цели. А мне, как одному из её учителей, радостно осознавать, что настало время поучиться у своей талантливой ученицы.
Так что тем, кто обладает этим изданием, можно только позавидовать. И порадоваться за успех Юлии Гжельской.