Иван Никитин – простое русское имя. Сколько их было, людей с простыми русскими именами? А среди них Андрей Рублёв, Иван Фёдоров, Симон Ушаков, Михаил Ломоносов, Михаил Щепкин, Александр Гурилёв, Алексей Кольцов, Иван Никитин… Простые русские имена, простые русские люди. Заслуга их в том, что они простые эти имена прославили, сделали известными всей России. Народная среда всегда была богата даровитыми людьми — художниками, учёными, актёрами, музыкантами и поэтами.
Иван Саввич родился в Воронеже в 1824 г. в купеческо-мещанской семье. Его отец, будучи купцом, разорился и перешёл в мещанское сословие. Это событие перечеркнуло честолюбивые планы даровитого юноши, но он сумел переломить судьбу и найти своё истинное призвание. Вклад Ивана Никитина в русскую литературу значителен, масштаб таланта сопоставим с уровнем самых известных поэтов, стихотворения востребованы по сей день. Дар поэта уже при жизни был отмечен известными российскими критиками и литераторами, а главное подтверждение его признания – народная любовь.
Сегодня на месте постоялого двора Ивана Никитина в Воронеже находится музей поэта. Это место является культурным центром города, оригинальным памятником старины, сохраняющим память о литераторе. В экспозиции – прижизненные издания поэта, рукописи, личные вещи. В мемориальном доме проводятся экскурсии, познавательные и развивающие программы для взрослых и детей. Музей стал местом, где проходят встречи ценителей поэтического слова с современными воронежскими авторами. Воронеж хранит память о талантливом земляке: центральная библиотека города носит имя И.С. Никитина, его именем названа гимназия, один из городских театров, улица. В центре Воронежа в 1911 г., через пятьдесят лет после смерти Ивана Саввича, был установлен памятник на пожертвования, собранные по всей России.
Уже современники увидели в Иване Никитине не природную гениальность, а выработанный упорным трудом поэтический талант профессионального литератора, отметили его новаторство в русском стихосложении, указали на монументальность его творческих амбиций. Лучше всего понял и оценил личность Ивана Саввича учёный и просветитель Николай Второв: «С первой поры моего знакомства с Никитиным я привязался к нему всей душой. Я полюбил в нём просто человека, человека с благороднейшей душой, с тонким, изящным чувством, какого редко встретишь не только в той среде, в которой он воспитывался, но даже и в так называемой благовоспитанной». Поэт-мещанин оказался не так прост — был достаточно образован, впечатлителен и безмерно добр.
После появления первых стихотворений И.С. Никитина в «Воронежских губернских ведомостях» Н.И. Второв ввёл его в свой научный кружок, служивший, кроме того, литературно-музыкальным салоном, собиравшим цвет воронежской интеллигенции. Необходимо заметить, что участниками этого объединения были люди противоположных взглядов: консерваторы — военный инженер А. П. Нордштейн, преподаватель Воронежского Михайловского кадетского корпуса М. Ф. Де-Пуле; либералы — товарищ председателя губернской палаты гражданского суда К. О. Александров-Дольник, купец И. А. Придорогин. Личность поэта-мещанина, зарабатывающего на жизнь дворником (управляющим) на постоялом дворе, отлично владеющего литературным языком, обладающего широкими знаниями в области культуры, возбудила общий интерес воронежской научно-культурной среды.
С одной стороны, было благотворное влияние на поэта людей «пишущих», разбирающихся в литературе, у него появилась возможность общения с известными писателями того времени (Н. В. Кукольником, А. Н. Майковым, П. И. Мельниковым-Печерским). С другой – надорванное здоровье и душевный надлом сводили на нет усилия Ивана Саввича в поэтическом развитии. В одном из писем он верно подметил: «У Пушкина книгопродавец говорил поэту, что его несчастия – источник песней. Правда, но в таком только случае, если эти несчастия действуют на поэта как шпоры на коня, побуждая его к бегу, но когда шпоры превратятся в удары ножом, бедный конь откажется от бега и упадёт на землю, истекая кровью». Поэт говорил о себе, ведь многие его стихи воплощали вопль сердца, звуки, рождённые ударами «ножа», а не «шпор».
Одной из важных черт характера Ивана Саввича было постоянное сомнение сомнение в себе, в своих силах, в своём таланте, доходившее до болезненного состояния. Сомневаться в себе свойственно каждому человеку, добившемуся каких-либо успехов в жизни и профессии, но в рефлексии Ивана Саввича звучит уныние больного человека, отчаяние от гнетущего отцовского деспотизма, сомнение в своём поэтическом призвании. За часами воодушевления, за вспышками радости, поэтического восторга часто наступали дни недовольства, упадка духа, охлаждения к жизни. Путь воронежского поэта в литературе был тернист, по мнению В. Львова-Рогачевского, такие поэты как Иван Никитин «прошли босыми ногами по колючему полю, и каждый их шаг оставил кровавый след». Действительно, его стихи выстраданы, написаны слезами, потом и кровью. Такие произведения не могут не трогать читателя, не могут оставить его равнодушным.
Общественно-политическая ситуация в России середины XIX в. определялась последствиями восстания декабристов и Крымской кампанией. Это была война Российской империи против коалиции в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства. Существенной предпосылкой конфликта было усиление в Европе с 1840-х гг. антироссийских настроений. Известный русский поэт и дипломат Фёдор Тютчев писал: «Давно уже можно было предугадывать, что эта бешеная ненависть, которая с каждым годом всё сильнее и сильнее разжигалась на Западе против России, сорвётся когда-нибудь с цепи. Этот миг и настал… Это весь Запад пришёл выказать своё отрицание России и преградить ей путь в будущее».
Война с европейской коалицией породила патриотическую волну в России, и уже первое стихотворение Ивана Никитина – «Русь» (1853 г.) – всколыхнуло сознание современников:
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.
Однако было бы заблуждением считать, что сегодня слава воронежского самородка столь же велика как прежде. Причин тому много. Никогда не продвигал провинциальный поэт своё творчество, не «пиарился», не заботился о славе. Прожил он короткую жизнь — тридцать семь лет, публиковать свои стихотворения начал довольно поздно — в двадцать девять лет, критикой в начале творческого пути встречен был прохладно.
В советское время его творчество было представлено однобоко — стихи социально-политической направленности. Сегодня книги И.С. Никитина совсем не переиздаются… Однако народ подхватил его «слово» и понёс как часть своей культуры. Многие стихотворения Ивана Саввича были положены на музыку, стали песнями и «ушли в народ».
Более шестидесяти произведений воронежского поэта послужили основой для создания музыкальных сочинений русскими и зарубежными композиторами: Н. А. Римским-Корсаковым («В тёмной роще замолк соловей»), Ц. А. Кюи («Ночь на берегу озера»), В. С. Калинниковым («На старом кургане»), П. П. Булаховым («Я помню вечер»). С. Монюшко («Песня Бобыля»). В последние десятилетия XIX в. многие стихи поэта-самородка народ стал петь на мотивы известных русских и украинских народных песен. Так, народной песней стал романс В. Т. Соколова «Зашумела, разгулялась в поле непогода». Мелодии, созданные народными музыкантами на стихи Ивана Никитина, обрабатывали и редактировали П. И. Чайковский, А. К. Лядов, С. И. Танеев. Многие дореволюционные и советские исполнители включали в свой репертуар эти песни. Среди них Надежда Плевицкая, Фёдор Шаляпин, Ольга Воронец, Марк Рейзен, Сергей Лемешев, Леонид Сметанников, Иосиф Кобзон и др. Интерес к этим музыкальным произведениям сохраняется до наших дней…
Воронежский поэт писал в своих произведениях о народе, о таких же простых людях, как и он сам. В стихах Иван Саввич рассказывал о тяжёлой доле русского крестьянина, о нищете мещанского сословия, бесправии женщин, страданиях людей, находящихся в отчаянном положении. Вместе с тем, произведения поэта были наполнены удивительной гармонией неброской красоты русской природы; показывали упорство, силу духа и смекалку русского человека; говорили о беззаветной вере в Бога. Удивительным образом воронежский литератор сумел точно и осязаемо представить в своих произведениях русскую природу, достоверно раскрыть характер и душу русского человека. Он заострил внимание читателей на красоте и уродстве, духовном богатстве и душевной нищете, физической силе и нравственной слабости героев своих произведений. Его лирические высказывания искренни и простодушны, житейски мудры.
Иван Никитин ушёл из жизни на пике своего творческого развития, через восемь лет после начала первых публикаций, подойдя к высотам своего дарования, но не закрепив пиковые достижения. Да и атмосфера 40–50-х гг. XIX в. была не самой «лирической»: после восстания декабристов произошло ужесточение политического режима, длившееся довольно долго. Возникали общественные объединения (кружки Станкевича, Петрашевского, Кирилло-Мефодиевское общество и т.д.). Поэт был прогрессивным человеком, ему были близки многие идеи народников. Он принимал деятельное участие в устройстве воскресных школ, способствовал открытию Мариинской женской гимназии в Воронеже, открыл в своём книжном магазине библиотеку для простых горожан.
В начале – середине XIX в. в Воронежском театре шёл бурный подъём. В 1820-х гг. театр приобрёл всероссийскую известность, о чём свидетельствуют публикации столичных журналов. Спектакли на его сцене давали четыре раза в неделю, тогда как в большинстве русских театров играли не более двух спектаклей. Неоднократно во время гастролей в нём выступали актёры Малого театра — М. С. Щепкин, П. С. Мочалов и др. Иван Саввич был театралом и пробовал себя в качестве театрального критика.
Сюжетные стихи И. С. Никитина, его поэмы, повесть «Дневник семинариста» во многом сценичны, легко могут быть адаптированы для театра. Достаточно вспомнить стихотворение «Купец на пчельнике» или «Ехал из ярмарки ухарь-купец», послужившее основой немого фильма «Ухарь-купец», созданного в 1909 г. режиссёром В. М. Гончаровым. Оригинальность воронежского поэта определялась разноплановостью его произведений, умением из бытового события, из трагических обстоятельств, из природного пейзажа извлечь лирическое начало.
Литературная деятельность Ивана Никитина оказала влияние на последующие поколения русских поэтов. Несмотря на то, что Иван Саввич не стоял во главе литературной школы, его стихи, наполненные неувядающей свежестью и чарующей новизной, пленяли многие поколения русских лириков. И в дореволюционные годы, и после смены власти в России многие поэты признавались в любви к стихам Ивана Саввича. Среди ярых и ярких поклонников его таланта Иван Бунин, Александр Твардовский, Михаил Исаковский, Николай Рыленков и др. Поэзия указанных авторов созвучна темам и идеям стихотворений Ивана Никитина. В этом случае можно говорить о преемственности идей поэта-самородка в стихотворениях последующих поколений.
Ивана Никитина принято считать представителем «некрасовской школы», но необходимо признать, что не было явного влияния главного редактора журнала «Современник» на творчество провинциального поэта. Правильнее сказать, что воронежский литератор осваивал и переосмыслял поэтические традиции близкого по духу автора. Сходство поэтов заключается в созвучности характерных мотивов, идей и образов. Поэзия И.С. Никитина отличается отсутствием колкой насмешки, обличительного тона, присутствием добродушно-грустного юмора. Иван Саввич не был бытописателем только крестьянства – его герои разнообразны: купцы, мещане и мужики.
В поэзии Николая Некрасова и Ивана Никитина природа часто сливается с характеристикой общественного положения героя, связана с его повседневной жизнью, но никитинские стихи, по сравнению с некрасовскими, часто выходят за рамки намеченной темы, и в этом заключается их оригинальность. Прекрасные описания природы, созвучные настроению всего произведения, не создают впечатления «довеска», они органично дополняют его идею. Поэтому нельзя говорить о том, что И. С. Никитин был подражателем Н. А. Некрасова.
Самое главное заключается в том, что Николай Алексеевич заслонил талант менее удачливого современника. Глупо было бы отрицать гений Н.А. Некрасова, но настолько же нелепо ставить воронежского поэта в его ученики. Они шли параллельно, в чём-то соприкасаясь друг с другом, а в чём-то кардинально отталкиваясь. Подобную параллель можно провести и с Алексеем Кольцовым. Он, будучи предшественником Ивана Саввича, оттенил своим оригинальным талантом, идущим от корней русской народной поэзии, дарование последователя. Многие хотели видеть в молодом стихотворце народного поэта, но обманулись в своих ожиданиях: Иван Саввич тяготел к литературности своих произведений – отсюда обвинения критики в подражательности.
Царскому правительству выгодно было представить воронежского самородка эдаким религиозно-покорным защитником сирых и убогих, а после социалистической революции уже советская власть «пристегнула» Ивана Саввича к «некрасовской школе». Ни одно, ни другое мнение не соответствовало действительности: Иван Никитин глубже и шире, чем представитель направления «чистого искусства» или «некрасовской школы». Он писал стихи социального и патриотического характера, стихотворения о природе и о любви, интересовала его и духовная поэзия.
Среди стихотворений поэта духовного содержания можно назвать размышления о Боге — «Молитва», «Моление о чаше», «Новый завет», «Молитва дитяти», «Сладость молитвы», «С. В. Чистяковой», «Могила дитяти». Эти произведения отличает искреннее чувство веры автора в Творца, божественную благодать:
И страшно мне станет от этих видений,
И с ложа невольно тогда я сойду,
Склоню пред иконой святою колени
И с жаркой молитвою ниц упаду.
Личная и творческая судьба любого поэта неотделимы друг от друга. В произведениях всякого автора находит отражение его мироощущение. Мастерство — умение писать стихи — ещё не гарантирует поэтического таланта. Вдохнуть в рифмованные строчки движения души может лишь по-настоящему талантливый поэт. Стихи могут быть различного содержания, но если автор сказал о том, что видят и чувствуют люди, так, как они чувствуют и вместе с тем иначе, чем они это воспринимали до этого, то вне зависимости от того, о чём идёт речь, такие строки тронут всех. Умение донести до читателей простые и, вместе с тем, незыблемые истины, мельчайшие нюансы душевных переживаний было свойственно воронежскому поэту Ивану Никитину.
Время расставило всё по своим местам – память о поэте жива. Его произведения декламируют профессиональные чтецы и обычные школьники, песни на его стихи звучат с телевизионных экранов, «обживают» просторы интернета: некоторые из них «утратили» авторство, став народными. Пусть книги воронежского самородка сегодня не так популярны, как прежде, но народная память хранит произведения Ивана Никитина – они живы, как живы «Слово о полку Игореве» и «Задонщина», как живы духовные стихи и народные песни, как живы в памяти людей простые русские имена.
Олег Фенчук, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы XX–XXI веков, теории литературы и гуманитарных наук Воронежского государственного университета