Смысл жизни – вопрос сытого человека. И сегодня он крайне обострился во всех странах, достигших базового материального довольства простых людей.
В развитых странах это произошло в 60–70-х годах ХХ века. И тут же возникли проблемы. Именно тогда в обиход западного общества вошли наркотики и антидепрессанты – с чего бы вдруг? Хиппи, дети-цветы и все их дальнейшие клоны задавали вполне законный вопрос: зачем? Зачем добиваться буржуазного успеха, делать карьеру, «интегрироваться в систему», как они выражались?
Сытость настигла простого человека, прямо сказать, в неподходящий момент. От традиционных религий он к этому времени практически совсем отошёл, а новой религии не нашёл. В коммунизме, как замене религии, тоже к тому времени массово разочаровались.
Проницательные люди ещё в позапрошлом веке предрекали это обострение. Достоевский в «Подростке» пророчил: наестся человек и спросит: «А дальше что?»
Вопрос не повис в воздухе, вопрос был перехвачен глобальным бизнесом. Именно он создал и успешно внедрил в сознание растерянного человека религию радикального гедонизма. Правильнее, наверное, назвать её идеологией: помесь философии с религией, предназначенная для массового употребления. Её символ веры: «Бери от жизни всё». Непрерывно наслаждаться – не только право, но и обязанность современного человека, иначе он отстал от жизни навсегда. Разумеется, глобальный бизнес действовал строго в своих интересах, как он и всегда действует. Он сам попал как кур в ощип в очередной кризис, из которого, надо признать, с блеском вывернулся.
В этот самый период было окончательно исчерпано пространство для экспансии. А бизнес не может жить без расширения – это имманентное свойство капитализма. А куда расширяться? Нормальные, разумные потребности людей были в основном удовлетворены, их платёжеспособный спрос исчерпан. Рынки сбыта могли расти только с ростом населения, которое в этот период как назло почти перестало расти.
И капитализм нашёл пространство для экспансии не за морем, не на Луне. Он нашёл его в душах людей.
Уже не спрос рождал предложение, а совсем наоборот. Бизнес активно создавал потребности, чтобы затем триумфально их удовлетворить. Именно в этот период поднял голову маркетинг – учение о том, как впарить покупателю-потребителю ненужное и излишнее. Почему маркетинга не было, положим, в XIX веке? Потому что тогда удовлетворялись истинные потребности, а теперь стали удовлетворяться ложные. Маркетологи полны профессиональной гордости: мы не удовлетворяем потребности – мы их создаём. Так оно и есть. Сотовые операторы создали потребность непрерывно болтать по телефону, фармацевтические корпорации – непрестанно глотать таблетки, производители одежды – менять её каждый сезон.
Известный философ А. Зиновьев верно сказал, что идеал человека потребительского общества – это труба, в которую с одного конца закачиваются товары, а из другого они со свистом вылетают на свалку. Вот в этом и состоит цель жизни человека согласно современной обиходной философии. А нужно это современному капитализму, производящему все эти горы барахла, которые надо куда-то девать.
При этом спрашивать о какой-то глобальной и всеобщей цели жизни – нельзя, неприлично. Цель жизни – сама жизнь, – учит современная расхожая философия. Следует смаковать каждое мгновение, не забывая окружать себя милыми пустяками.
Жить надлежит в отрезке сегодняшнего дня. Все несчастья от того, что некоторые неправильные граждане живут в прошлом или в будущем, а надо – строго в настоящем. Называется эта мудрость «жить здесь и сейчас».
Получила необычайное распространение фраза из «Унесённых ветром»: «Я подумаю об этом завтра». Это правильно: всё неприятное надо откладывать на завтра, а сегодня порадовать себя… ну хоть шоколадкой; я как-то встретила брошюрку, излагающую современную житейскую философию, она так и называлась: «Шоколадка для души».
Автор статьи в «ЛГ» (№ 1–2, 2012) Вилен Чудновский рассказывает об исследовании сочинений школьников, которое показало, что дети не видят будущего. И немудрено! Почитайте наши государственные планы – хоть бы и предвыборные. Они же тупиковые, в них отсутствует будущее! Это свидетельствует о том, что и школьники, и государственные мужи вполне усвоили современную философию: живи сегодня.
Министр Фурсенко в неизбывной простоте своей проболтался: целью образования является воспитание грамотных потребителей.
Помните, художник из чеховского «Дома с мезонином» говорил: «Как иногда мужики миром починяют дорогу, так и мы все, сообща, миром искали бы правды и смысла жизни, и – я уверен в этом – правда была бы открыта очень скоро, человек избавился бы от этого постоянного мучительного, угнетающего страха смерти, и даже от самой смерти».
Но этого глобальному бизнесу не нужно! Каждый должен быть сам по себе. Тогда с ним легче управляться. Вот почему насаждается философия предельного индивидуализма и эгоизма. Так формируются стада неотличимых друг от друга индивидуальностей, для которых шопинг – лучший допинг. Эгоист – это уже не ругательство, как было когда-то, – это высшая похвала. Журнал даже такой выпускался, так и назывался – «Эгоист» (для гламурных и продвинутых).
Я спросила у одной современной дамы, в чём, на её взгляд, смысл жизни.
– Ну у каждого он свой, – уклонилась дама.
– А общий есть?
– Наверное, чтобы у каждой спальни был свой санузел, – серьёзно ответила дама. – Это – цивилизация.