Стационарных «очагов культуры» в деревнях и сёлах не хватало, и в 60-е годы Краснодарский механический завод начал производство спецавтобусов. Темпы роста впечатляли: если в 1963 году было выпущено 293 машины, то в 1966-м – уже 955. Друг за другом появились на свет четыре модификации «автомобилей-просветителей»: автобиблиотека, автоклуб, автокниголавка и автомузей.
Автоклуб был среди своих собратьев самым весёлым автобусом. На нём разъезжали и давали концерты для сельских тружеников и самодеятельные артисты, и профессионалы.
– Этот автобус появился при министре культуры СССР Екатерине Фурцевой, и мы его называли «фурцваген», – улыбаясь, говорит Леонид Владиславович Погребельский, почти полвека проработавший директором сельского Дома культуры. А ветеран библиотечного дела Галина Ивановна Бирюкова вспоминает:
– В начале 70-х в наш район поступил голубенький с белой крышей автобус-библиотека «Кубань». Мы его ласково называли «Кубанец – белобрысый удалец». Трясло в нём здорово, мы ещё шутили: как на коне верхом. Летом было жарко как в бане, а зимой я там ногами «барыню» в дороге выплясывала. Меня сразу после библиотечного техникума и определили по сёлам разъезжать. Приезжаем прямо на поле, а трактористы веселятся: «Давай, дивчина, про шпионов что-нибудь!» Передо мной две стопки книг. В одной – классики, а в другой – детективы. И брали, скажу вам, и Льва Толстого, и Льва Шейнина.
К концу 70-х годов завод выпускал уже около девяти тысяч автобусов в год. И почти половина из них распределялась уже не только учреждениям культуры. Спрос на «Кубань» был велик – за такими машинами стояла очередь из представителей промышленных, строительных предприятий, колхозов и совхозов.
Всего было выпущено 112,5 тысячи автобусов и спецмашин «Кубань». После распада СССР завод был переименован в акционерное общество «АвтоКубань», и в 2001 году история предприятия завершилась…
Сергей БУЗМАКОВ, КРАСНОДАР