Слухи о смерти книги сильно преувеличены
Ни дождь, ни град, ни холод не стали помехой для праздника литературы, для проведения самого масштабного книжного действа в стране. Чем запомнится «Красная площадь»-2017? И чем отличается третий фестиваль от двух предыдущих? О своих впечатлениях и наблюдениях рассказали организаторы и участники.
Михаил Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям:
– Мы очень волновались, что из-за плохой погоды люди не придут. Но праздник всё-таки состоялся: тысячи людей ходили по Красной площади, многие с детьми – целыми семьями. Мне кажется, самое главное – помимо собственно книг, выставленных на стендах, – это атмосфера, которую мы пытаемся создать на Красной площади: чтобы не было официоза, чтобы было одновременно и торжественно, и уютно, чтобы были живые действия. В этом году мы попытались совместить театрально-концертную программу и встречи с авторами, с издателями, и литературоведческие обсуждения. Мне кажется, что это получилось достаточно гармонично. Фестиваль открыл концерт народного артиста СССР Юрия Башмета. На первой линии ГУМа к ряду антикварно-букинистических магазинов присоединилась музейная экспозиция; сформирована площадка в Историческом музее, где прошли круглые столы и дискуссии, посвящённые столетию Октябрьской революции. Состоялись дискуссии на площадке «Электронная книга» о том, уйдёт ли всё же книга в интернет или останется и в печатном виде. На мой взгляд, 118 тысяч наименований книг, изданных общим тиражом 450 миллионов экземпляров в 2016 году, наглядно демонстрируют, что книгоиздание не умирает. Да, есть падение на 3%. Но оно не такое катастрофичное, как в прошлые годы, когда тиражи падали на 5–10%. Мне кажется, что какое-то хрупкое равновесие уже достигнуто.
Евгений Водолазкин, писатель:
– Знаменательно, что книга присутствует на Красной площади, в сердце нашей страны. Наверное, эта ярмарка по своему размаху превосходит большинство из всех, что я видел. То, что книги проникли на главную площадь страны, говорит о том, что общественное внимание всё-таки повернулось к литературе. Надеюсь, что это станет доброй традицией. Мои книги, кстати, тоже здесь все представлены.
Юрий Козлов, писатель, главный редактор журнала «Роман-газета»:
– Фестиваль был организован хорошо и демократично. Посетителям предоставлялась полная свобода выбора. Информация на стендах перед шатрами, где выступали писатели, издатели и прочий книжный народ, была точна и лаконична.
Крупные издательства «душили» читателей коммерческим «валом». Но посетители могли отвести душу на площадках малых издательств, выставлявших уникальные издания по истории, философии, социологии, психологии, некоммерческую переводную и прочую изысканную литературу. Больше всего народа толпилось у павильонов, где были книги для детей. Причём, как я обратил внимание, брали в основном русскую и советскую классику, которая на голову выше и чище современных творений для детей, типа «Горячий любовник из пятого «б».
Число участвовавших в фестивале издательств заметно сократилось. Много было книг прежних годов выпуска. Резко сократились тиражи. Сегодня тысяча экземпляров – уже массовый тираж. Встреченные на фестивале сотрудники библиотек жаловались на резкое сокращение (если не прекращение) средств, выделяемых на приобретение новых книг и подписку на литературную периодику.
Если уподобить посетившую фестиваль публику некоему обобщённому портрету общества, то народ определённо соскучился по живому и честному слову. В «шатрах», где ораторы говорили о реальных проблемах сегодняшней России, слушателей всегда было очень много. Так случилось и на презентации, посвящённой 90-летию «Роман-газеты», на выступлении авторов издательства «Вече», презентациях новых книг Александра Снегирёва и Максима Замшева. Там, где речь шла о вещах заумных и непонятных, народ скучал и расходился. Вообще наиболее интересным и разнообразным мне показался павильон издательства «Вече». Это по-настоящему просветительская, востребованная литература.
Неиссякающий поток посетителей на книжном фестивале «Красная площадь» в очередной раз продемонстрировал, что слухи о смерти книги сильно преувеличены. Ридеру с тусклым серым экраном пока не удаётся одолеть красиво изданную, художественно оформленную живую бумажную книгу.
Продолжение опроса на стр. 4