Русские чудеса. История и судьба. – СПб.: ИД «Петрополис», 2010. – 344 с. – 1000 экз.
Совсем недавно мне казалось, что философии в том её первоначальном виде, предполагающем любовь к мудрости, в наше жёсткое время уже не существует. Книга А. Казина «Русские чудеса» убедила меня в обратном.
Автор – профессиональный философ – на большом историческом и культурном материале показывает, что Россия остаётся самой собой на всём протяжении своей тысячелетней истории. Независимо от политического и даже хозяйственного уклада – что при царях, что при коммунистах, что при демократах – основа русского характера и русского духовного идеала неизменна.
В основе этого идеала не деньги, не комфорт – в его основе то, что обозначается коротким словом «правда». Именно в силу этой правды Россия возвращается к самой себе после каждого исторического испытания, коих было немало – и после Смуты XVII века, и после наполеоновского пожара Москвы, и после революции 1917 года, и после гитлеровского нашествия.
Доля этой правды есть в любом действительно крупном деятеле русской Церкви, государства и культуры. В «Русских чудесах» есть интереснейшая глава «Антиномии русского опыта», где автор демонстрирует явную недостаточность и упрощённость однозначного (чёрно-белого) подхода к прошлому и настоящему нашей удивительной страны. Кого бы мы ни взяли для примера – от Ивана Грозного и Петра Великого до Сталина и Путина, от Пушкина до Булгакова и Солженицына – всюду мы найдём некое таинственное напряжение противоречия, свойственного деятельности и облику любого живого человека. А противоречие, как известно, и есть двигатель развития. Любой «суд времени» должен учитывать это обстоятельство, а абсолютная истина принадлежит только Творцу, который и скажет её в конце времён.
Искренне советую прочесть эту умную и вместе с тем легко написанную книгу. Философия-мудрость, явленная читателю, заслуживает бесспорного уважения и придаёт силы в обыденной жизни.