Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 июня 2024 г.
Культура

«Пушкин должен быть живым!»

06 июня 2024
фото автора

На экваторе фестиваля «Петербург. Пространство Пушкина», когда, несмотря на экваториальную жару, «театры полны, ложи блещут, партер и кресла - всё кипит…», прошёл Круглый стол режиссёров-практиков (от себя добавлю: и актёров) «Постижение гармонии», подготовила и провела его заместитель художественного руководителя Молодёжного театра на Фонтанке Наталья Бржозовская.

Открывая заседание, Наталья Георгиевна напомнила нетривиальные цитаты выдающихся наших соотечественников: Петра Струве, Бориса Пастернака, Станислава Рассадина: «В российском понимании заложенная Пушкиным гармония - это способность, не закрывая глаз на все несовершенства мира, трагически ощущать их, сверять этот мир совершенством собственного идеала… Гармония в эстетическим смысле – синоним свободы».

В Театральной библиотеке за большим и действительно круглым столом собрались как известные, так и молодые режиссеры пушкинских постановок, которые включены в фестивальную программу. Было тесно, но никто из двенадцати приглашённых не был обделён вниманием и, выступая, ограничен во времени.

Рабочий процесс в театрах на время фестиваля никто не отменял и не приостанавливал, поэтому возможность высказаться предоставлялась в первую очередь тем, кому нужно было возвращаться к неотложным делам.

Создатель и художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье» Александр Петров торопился на первую оркестровую репетицию «Сказки о царе Салтане». Эта опера Николая Римского-Корсакова в постановке Петрова уже двадцать лет «аншлажно» идёт в Мариинском театре. Театроведы признают, что спектакль – один из самых красочных на мариинской сцене. Шестого июня премьера – мировая премьера! – состоится в «Зазеркалье».

Говоря о первоисточнике, Александр Васильевич отмечал:

- «Сказка о царе Салатане» - сверхархитипическое произведение, в нём всё пронизано линиями, которые до сих пор развиваются. Это тот случай, когда «сказка – ложь, да в ней намёк». Здесь и тема оклеветанной жены, и чудесного спасения ребёнка, почти эдиповская тема отца и сына; желание князя Гвидона увидеть отца и двигает сказочную историю. Мне кажется, сколько бы мы ни исследовали «Сказку о царе Салтане», она будет нам всё больше и больше раскрываться.

Художественный руководитель Театра имени Ленсовета, на сцене которого в настоящее время идёт аж четыре спектакля «по Пушкину», Лариса Луппиан рассказала о появлении в репертуаре самой необычной постановки – спектакля «Евгений Онегин. Страницы романа», поставленного режиссёром Олегом Леваковым.

Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга под руководством дирижёра Александра Чернушенко на сцене исполняет великую музыку Петра Ильича Чайковского, а артисты Анна Ковальчук, Сергей Мигицко, Виктория Волохова, Сергей Перегудов, и Максим Сапранов читают «Оенгина».

Актёр Николай Буров на сцене Ленинградского ТЮЗа сыграл Бориса Годунова… в 23 года!

- Тогда-то я и надорвался, - сыронизировал Николай Витальевич, но рассказ повёл о другой своей работе – «совершенно неожиданной» - о балете Андрея Петрова «Пушкин». - Это было давно, 45 лет назад, когда страна отмечала 180-летие со дня рождения Пушкина. Балет был не простой - синтетический, я выступал в роли чтеца. Задача стояла не просто прочесть Пушкина, а некой провокацией задать зрителю возможность думать и дочитывать Пушкина после спектакля, дома.

Но то, что Пушкин будет со мной до конца жизни я понял значительно раньше, в двенадцать лет, благодаря учительнице литературы Ларисе Николаевне, которая однажды сказала: «Открой-ка ты (не помню, какой том) найди, что тебе по душе».

Художественный руководитель-директор Театра имени Андрея Миронова Владислав Фурман первым заговорил о нетрадиционном, если хотите, новаторском сценическом прочтении Пушкина:

- Пушкин должен быть живым! Постановка его произведений это всегда попытка найти болевые точки – сегодняшние и свои. А зритель, знакомый с Пушкиным в рамках школьной программы, иногда заявляет: «Это не так!» Кто знает, как? Возмущается: «Как вы можете! Это наш Пушкин! Не трогайте!» Самое страшное – это стереотипы, клише! Зритель один режиссёрский язык воспринимает, а другой у него вызывает протест, нетерпимость…

Владислава Фурмана, извинившись, перебил Сергей Барковский, ведущий актёр Молодёжного театра на Фонтанке:

- Вы лишаете зрителя права возражать вам? Почему он не может иметь свою точку зрения? Потому что человек активно высказывается по поводу вашей концепции и считает, что вы автора подминаете под нее?

Фурман:

- Я про ненависть говорю, про агрессию. Можно всё обсудить. Наша задача освободить сознание зрителя, разбудить его воображение. Надо зацепить зрителя, чтобы спектакль он смотрел как ребёнок.

В неожиданную дискуссию вступила Лариса Луппиан:

- Любой театр хорош, кроме скучного и абсолютно непонятного! У нас открылся Зрительский клуб, где зрители высказывают свое мнение о спектаклях, и мы даже провоцируем их на то, чтобы они были с нами не согласны.

- Нас называют молодыми экспериментаторами. Это неплохо, - воскликнул Роман Габриа, главный режиссёр театра «Мастерская Григория Козлова».

В театре «Приют комедианта» идёт спектакль Габиа «Онегин. Сны Татьяны», на Круглом столе он объяснил – почему «Сны Татьяны».

- На открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 году Фёдор Михайлович Достоевский сказал: было бы правильно Пушкину назвать свой роман в стихах не «Евгений Онегин», а «Татьяна». Александр Сергеевич писал «Онегина» восемь лет, его мировоззрение менялось, и за это время он сам стал другим. Пушкин отходил от Онегина и всё больше увлекался Татьяной. Онегин – личность саморазрушающаяся, и мне не очень симпатичная. А Татьяна – прекрасна!

Антона Оконешникова, поставившего спектакль «Руслан и Людмила» в Александринском театре, а ранее «Сказку о царе Салтане» в ТЮЗе , также можно отнести к режиссёрам-новаторам:

- Спектакль в Александринке считают экспериментальным, но я так не думаю… У нас в стране – культ Пушкина, прекрасно, что он существует. А театр, может быть, даже пытается с этим культом бороться. С культом, а не с Пушкиным. Публика, люди, сидящие рядом в зале, реагируют по-разному на происходящее на сцене. Это говорит не о том, какой спектакль, а о том, какой мощи автор. Как по-разному он может войти в душу каждого человека.

Четверть века назад режиссёр Андрей Андреев поставил в Пушкинском театральном центре моноспектакль «История села Горюхина», который сейчас идёт на площадке Молодёжного театра, и по сей день пользуется повышенным интересом, вниманием и спросом зрителей, как и исполнитель - Сергей Барковский.

Сергей Дмитриевич будто бы продолжил начатую им дискуссию:

- Единственное, что нетрадиционно в нашем спектакле, это жанр. Мы с Андреем Дмитриевичем определили его как «Презентация рукописи Ивана Петровича Белкина», поскольку моё общение с публикой ведётся от имени Ивана Петровича. Во всём остальном, мы решили идти за Пушкиным очень скрупулёзно. Пушкин не нуждается в осовременивании, тем более внешнем. Он современен изнутри, имманентно. И потому, что он классик, и потому что человек, который говорит современным русским языком, и потому что настолько чувствует русскую душу, что те проблемы и та суть, которые вскрываются им в произведениях, всегда будут современны. Сменяются эпохи, меняется страна, меняемся мы, а Пушкин неизменен и современен.

И вновь микрофон у представителей молодой петербургской режиссуры.

Андрей Горбатый в театре «Мастерская Григория Козлова», по отзыву зрителей «из романтической поэмы («Руслан и Людмила») сделал и романтическую лирическую историю, и комично-ироничную, где и триллер, и блокбастер, и философская притча» признавался:

- Пушкин автор обманчиво лёгкий. В нём как будто не скрыто ничего. Но как только ты подступаешь к нему не готовый, не энергичный, не жаждущий с ним пообщаться, текст будет закрыт.

А ещё Андрей Горбатый сказал:

- Я радуюсь, когда вижу подростков, которые говорят: «Пушкин – это круто!» Знаю молодых людей, которые видели спектакль «Руслан и Людмила» не один раз.

К сожалению, чувство меры подсказывает, что пора ставить точку. Почему к сожалению? Потому что подробного изложения заслуживают выступления и создателя и художественного руководителя театра «Монплезир» Игоря Ларина, создателя театра «Кукольный формат» («Кукфо») режиссёра Анны Викторовой, художественного руководителя театра «Буфф» Михаила Смирнова, актера и режиссера Валентина Кузнецова и драматурга Валентина Красногорова.

Завершил обсуждение профессор Российского института сценических искусств Александр Чепуров:

«Я с восторгом слушал выступавших. Что ни режиссёр, что ни актёр, то какое-то откровение, какая-то интрига, какой-то свой сюжет. У каждого свой подход к работе над произведениями Александра Сергеевича. У каждого свой Пушкин. При том, что Пушкин у всех один.

Для меня была всегда загадка: как Пушкин относился к инсценировкам его сочинений, к постановкам? Князь Александр Шаховской инсценировал пять его произведений. Что он делал? Выкидывал стихи Пушкина и писал свои. В постановках «Фин» и «Керим-Гирей» (трагедии по эпизодам поэм А.С. Пушкина. – Авт.) – половина Шаховского! Александр Сергеевич их видел. И нигде не сказано, что плохо отнёсся. Возмущался бы! Нет! Видел и спокойно к этому относился.

Сегодня говорили: как много подтекстов, ситуаций в произведениях Александра Сергеевича, которые многослойны.

С Пушкиным всегда возникают какие-то проблемы. Может быть, в этом и прелесть? В том, что он создаёт конфликтное поле. Конфликтное поле с театром.

Пётр Наумович Фоменко говорил:

- Для того, чтобы поставить «Евгения Онегина» нужно сломать онегинскую строфу, нужно её проигнорировать.

Выдающийся литературовед, пушкинист Валентин Семёнович Непомнящий утверждал:

- Пушкина ставить не надо! Это квази-театр! Это только кажется, что это театр.

И тут же читал «Евгения Онегина», и это был театр! Театр одного актёра, театр - интонирующий.

Произведения Александра Сергеевича Пушкина насквозь театральны. Но для того, чтобы вылущить, достать эту его театральность, надо, во-первых, быть театральным человеком, во-вторых, увидеть театр в его произведениях. Сегодня в разных вариациях об этом шла речь, и это совершенно замечательно».

Подводя итог круглого стола, Наталья Георгиевна вспомнила мысль выдающегося режиссера Георгия Александровича Товстоногова: новаторство не может развиваться без традиции, а традиция мертва без новаторства.

Владимир Желтов, фото автора

Тэги: Круглый стол
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Правда о борьбе

    21.02.2025
  • Наш преданный друг Дайсон Картер

    16.08.2023
  • Обсудили 300-летие Российской империи

    18.11.2021
  • Разговор о поруганной чести

    06.07.2021
  • К юбилею поэта

    16.12.2020
  • Точка отсчёта – Мюнхен

    267 голосов
  • Триколор над «Орлом» и страной

    46 голосов
  • Национальная идея для Казахстана

    34 голосов
  • Кривда по-польски

    34 голосов
  • Бумагомаратель, обслуживающий обучающихся

    22 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS