После двухлетнего перерыва на очередную, XV Пушкинскую конференцию и XIV Троицкие чтения в Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина в Больших Вязёмах Одинцовского района Подмосковья съехались более 30 исследователей из Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Калуги и Ясной Поляны.
Непосредственно теме конференции, приуроченной к 175-летию со дня смерти поэта, был посвящён доклад заведующей отделом Российского государственного архива Древних актов Светланы Долговой: «Забытое свидетельство Е.А. Долгорукой (урождённой Малиновской) о смерти Пушкина». Однако в нём в большей степени говорилось не о трагической гибели поэта, а о судьбе замечательной женщины, прекрасной переводчицы с немецкого, подруги юности Натальи Николаевны – Екатерины Алексеевны Долгорукой. Возможно, её рассказ о последних днях жизни Пушкина стал известен Лермонтову и пробудил замысел стихотворения «Смерть поэта». Он также был опубликован Петром Бартеневым в книге «Декабристы на поселении».
Пожалуй, известное стремление к идеализации пушкинского окружения проявилось и в докладе учителя Одинцовской гимназии № 14 Людмилы Бобылёвой «Елизавета Ксаверьевна Воронцова – жена фельдмаршала и Муза поэта». Между тем благодаря её основанному на мемуарных свидетельствах и архивных данных захватывающему рассказу слушатели открыли для себя Елизавету Воронцову с совершенно неожиданной стороны. Перед ними предстала не только блистательная хозяйка литературного салона и возлюбленная Пушкина, но и преданная сподвижница выдающегося государственного деятеля.
Из литературоведческих (точнее было бы сказать, историко-литературных) выступлений наибольший успех имел доклад Владимира Новикова «Повесть А.С. Пушкина «Метель», который сам автор назвал эссе. По мнению Новикова, вопреки чисто внешнему сходству бродячего сюжета, главный герой повести «Метель» Бурмин имеет больше общего не с ирвинговским «Женихом», а со способными на самые безрассудные поступки лихими гусарами – героями войны 1812 года Денисом Давыдовым и Толстым. Кстати, о реальных прототипах Бурмина писал и Юрий Лотман в монографии «А.С. Пушкин. Биография писателя».
Вполне органично (хотя отнюдь не ново) звучал в стенах Музея-заповедника Захарово–Вязёмы предназначенный для широкого круга слушателей доклад «Детство Пушкина: мифы и реальность» ведущего научного сотрудника ЦЭМИ РАН, кандидата экономических наук Елены Егоровой. То, что Сергей Львович и Надежда Осиповна (чей дом «посещал цвет московской интеллигенции начала ХIХ века») были отнюдь не безразличны к судьбе своих детей и принимали в их воспитании непосредственное участие, понятно. Иначе как будущий гений сумел бы показать весьма достойные знания на испытаниях при поступлении в Лицей и смог прослыть самым начитанным среди своих товарищей?! Но какие именно мемуары и свидетельства современников тому порукой, как правило, знают лишь специалисты. Кроме того, Егорова в своём докладе лишний раз напомнила, что интерес к «преданьям простонародной старины» Пушкину внушила не только хорошо знакомая массовому читателю Арина Родионовна, но также его няня Ульяна и его образованный дядька-сказитель Никита Козлов.
Тема деятельного участия М.А. Ганнибал в воспитании внуков была подхвачена старшим научным сотрудником Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина Михаилом Гладилиным. Великолепное знание краеведческих реалий позволило ему с помощью новейшего (и порой нуждающегося в проверке) источника – Интернета – больше узнать о занимавшемся винными откупами Алексее Фёдоровиче Пушкине, прадеде поэта (со стороны матери), воеводе г. Сокольска Липецкого уезда, показать противоречивую личность Осипа Абрамовича Ганнибала – хорошего артиллериста, но неверного супруга и дурного семьянина. В своём докладе Михаил Гладилин также сумел оттенить наиболее драматичные моменты в жизни М.А. Ганнибал. Запечатлелись в памяти слушателей два приведённых исследователем документа – предпринятое в связи с бедственным положением семьи обращение 1799 года к Павлу I Сары Юрьевны Пушкиной, прабабушки поэта, и ранее обнаруженное исследователями письмо Марьи Алексеевны к Осипу Ганнибалу, написанное ею после похищения мужем дочери Надежды в Петербурге в 1776 году. Исследователь также обратил внимание слушателей, что в «Первой программе записок» Пушкина есть глава «Бабушка и её мать – их бедность».
Судьба потомков Пушкина в Бронницком уезде на протяжении нескольких поколений была очень ярко представлена в докладе заместителя директора по научной работе Музея истории города Бронницы Ирины Сливки «Сын и внук Пушкина в Бронницком уезде». Сын поэта Александр Александрович стоял у истоков земства, был мировым посредником (представлял уезд на губернских собраниях). Внук Пушкина, также Александр Александрович, был председателем земской управы и предводителем дворянства Бронницкого уезда, устроителем женской и мужской гимназий. Его умом, тактом, беспристрастностью и благородством восхищались современники и потомки. Сохранившуюся в ГАРФе в архиве внучки Пушкина Анны (фрейлины-гофмейстерши при жене великого князя Петра Николаевича) переписку на русском и французском языках потомков Пушкина Ирина Александровна считает ценнейшим источником по изучению культурной жизни дворянства конца ХIX – начала XX века, достойным отдельного издания.
Бесспорный интерес для всех представляла тема доклада «Творческое участие школьников и педагогов в конкурсе «От Пушкина до наших дней» доктора педагогических наук, ведущего научного сотрудника Государственного НИИ семьи и воспитания РАО Владимира Григорьева. Замечательный конкурс, который позволяет объединить усилия педагогов, студентов и исследователей, существует более 17 лет и постепенно превратился из районного в открытый. Его участники живут в Азербайджане, Латвии, Литве, Молдове, на Украине, в Сербии и Японии. Под влиянием пушкинского творчества из-под пера детей выходят замечательные оригинальные сказки, стихи, дружеские послания и письма. В следующем месяце выйдет десятый выпуск сборника «От Пушкина до наших дней», содержащий большой корпус методических рекомендаций.
Более 20 лет проходят в Больших Вязёмах и весенние Пушкинские чтения. В них могут принять участие все, кому дорого «весёлое имя – Пушкин».