История начинается с несостоявшейся дуэли Пушкина-лицеиста. Во время занятия в классе педагоги устраивают Пушкину «разбор полётов». Юный поэт отвечает гонителям… рэпом из своих стихов, танцует на столах, вслед за ним – и его товарищи.
Массовая сцена чтения рэпа продолжается в зале, куда приезжает Державин. После очередной музыкальной сцены, где император Николай I в облегающем бордовом спортивном костюме играет с Пушкиным в теннис и они в музыкальной форме обсуждают судьбу поэта и цензуры в России, приходит крамольная мысль: так ли плоха была процедура предварительного просмотра художественных фильмов в советское время перед их выходом на широкий экран?

Если вспомнить одного из главных специалистов по музыкальным фильмам – режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича и самое известное его творение «Д’Артаньян и три мушкетёра» – в памяти сразу возникает главная песня фильма и ещё пара мелодий. У «Пророка...» такой песни и мелодии нет. И запоминающихся строк (мемов) тоже. Рэп к середине фильма исчезает и сменяется лиричными песнопениями актёров и актрис (слава богу, Юра Борисов не поёт). Во второй половине фильма песни исчезают, хотя в сцене дуэли и смерти Пушкина им самое место. Возникает вопрос: в чём состоял драматургический замысел?
Судя по фильму, у Пушкина было два романа: с княгиней Голицыной (Светлана Ходченкова), которая, выражаясь современным языком, продвинула поэта в Петербурге, и с женой генерал-губернатора Новороссии Елизаветой Воронцовой (Аня Чиповская). После вступления в брак мы видим образцового семьянина, обожающего свою жену, отвечающую ему взаимностью. Куда же делся «донжуанский список» Пушкина, включавший, по разным сведениям, свыше 100 имён?
Петербург XIX века показан в увеселительных заведениях, больше похожих на ночные клубы, где публику развлекают танцующие и поющие дамы в откровенных нарядах, льётся шампанское, запускают фейерверки. Но в эпоху Пушкина ночных клубов не существовало. Рестораны были ресторанами, а балы – балами.
В таком же духе показана история знакомства Натальи Гончаровой и солнца русской поэзии: молодая девушка на балу вышла на балкон с бокалом шампанского, где стоял поэт, он спросил, нет ли у неё второго бокала, дальше они стали пить из одного бокала…
Собственно, на браке с Гончаровой и заканчивается история поэта Александра Пушкина. Далее мимоходом упоминается «Капитанская дочка», которую поэт приносит на рассмотрение прямо в петербургский магазин (!), а хозяин и продавец в одном лице говорит ему, что название неподходящее и надо бы написать что-то более интересное для публики. Затем идёт история дуэли Пушкина с Дантесом, больше похожая на эпизод из мыльной оперы.
Безусловно, историю жизни гения рассказать за два часа невозможно. А если рассказывать, то самое важное и интересное (где же болдинская осень?).
В совокупности с отличной игрой Юры Борисова, впечатляющими массовыми сценами в Петербурге и красиво снятыми пейзажами на выходе остается ощущение растерянности, словно после прочтения реферата о биографии великого русского поэта А.С. Пушкина, написанного старшеклассником-троечником для подготовки к ЕГЭ.
Другое мнение в статье: «Здравствуй, племя…»