…Они живут среди нас. Они такие же, как мы. Но из-за малопонятного даже науке сбоя они – другие. Не хуже и не лучше нас, считающих себя «нормальными», – просто немного другие. Мы – о людях с ментальными особенностями. Как сделать их жизнь интересной, наполненной смысла, чтобы они чувствовали себя не «лишними», а востребованными членами общества? Об этом мы говорили с директором АНО «Ресурсный центр помощи людям с ментальными нарушениями «Вера. Надежда. Любовь» Елизаветой Романовой (на фото).
– Елизавета Александровна, в чём вы видите главную задачу ресурсного центра?
– В том, чтобы у людей с ментальными нарушениями была полноценная социально активная жизнь – работа, досуг, путешествия, друзья. Да, они с «особенностями», но ведь «особенности» есть у каждого из нас, и при этом мы хотим профессионально развиваться, иметь хобби, интересно проводить время, когда отдыхаем. Так и с этими людьми – пусть они «другие», но у них такие же потребности в общении и дружбе, они могут и должны жить в обществе, и наша задача – помочь им, убрав барьеры. Это не громкие слова, в этом суть нашей работы.
Преимущественно мы работаем со взрослыми людьми. А для взрослого человека труд – важнейшая часть жизни, и мы стараемся сделать его таковым и для наших подопечных. Имею в виду не «кружковый» или «развлекающий» труд, а работу, где есть обязанности и заработок. Это самый верный путь адаптации к социально полноценной жизни. Сейчас более 80 ребят трудоустроено на защищённые рабочие места, а всего программу подготовки к труду в наших мастерских проходит более 120 человек. Это основная программа «Обычное дело», к которой мы подтягиваем другие программы.
Наша цель – закрепить у ребят навыки, которые они потом смогут применить в работе.
Начали с изучения лучших практик, которые старались адаптировать к нашим условиям, менталитету, педагогике, к психологической и нейропсихологической школе. Наши специалисты побывали в Финляндии, где изучили опыт сопровождения семей с «особенными» детьми. Интересен и опыт Франции в сфере квотирования рабочих мест для людей с ментальными нарушениями.
– Говорят, в вашем центре есть и уникальный Музей живых бытовых историй?
– Этот музей появился как место обучения бытовым навыкам самообслуживания. Когда начали учить ребят пользованию простыми приборами вроде ручной кофемолки или мясорубки, коллекция таких приборов постепенно разрослась, рос и интерес ребят к экспонатам. Например, впервые увидев старый «квадратный» телевизор, они приняли его за большую банку. Мы стали приглашать бабушек и дедушек из геронтологического центра «Люблино», они рассказывали о старых бытовых приборах, и это постепенно переросло в рассказы о том, как жили люди полвека назад. Так, ребята узнали, что когда-то молоко продавалось не в пакетах, а на розлив, и люди приходили в магазины с бидонами. Ребята стали самыми благодарными слушателями этих бабушек и дедушек, которым приятно делиться воспоминаниями. По пятницам здесь проводятся экскурсии, есть даже Клуб друзей музея. Главное, появилось новое пространство для общения, в котором так нуждаются ребята.
Ещё одно пространство для общения – программа «Инклюзивное волонтёрство». Мы объясняем ребятам, что взрослым человек становится тогда, когда он делает что-то для кого-то, а не только для себя, и говорим, что есть люди, нуждающиеся в их помощи, – дети, старики, инвалиды, малоимущие. Сейчас ребята помогают собирать вещи людям, нуждающимся в помощи, передают гуманитарную помощь в зону СВО, плетут маскировочные сети для наших военных.
Недавно многие наши подопечные захотели учиться гончарному делу, но кто-то был за вышивание бисером. Ребята сами провели письменное голосование, и выяснилось, что большинство – за гончарную мастерскую. Значит, они уже могут сами принимать решения и знают, как добиться своей цели. Поверьте, это огромный шаг вперёд.
– Не могу не вспомнить и программу «Абсолютное вовлечение», в которой участвуют родители и экспертное сообщество. Что даёт эта программа?
– Она даёт прямое участие родителей в работе центра. Именно семья определяет долю самостоятельности, которой может пользоваться ребёнок. Увы, случается и так, что молодой человек хочет быть самостоятельным, а родители чрезмерно его опекают, не понимая, что это мешает его социализации. Нам важно, чтобы родители стали нашими единомышленниками. Так начались встречи с родителями с участием психологов, мы проводили опросы, вместе анализировали их результаты. Теперь есть и дни открытых дверей, и пятничные кулинарные мастер-классы, где мамы делятся рецептами и учат ребят готовить.
Мы видим, что дают ребятам труд и поддержка общества, родителей, специалистов. Теперь и бизнес смотрит на таких людей как на потенциальных работников, к лучшему меняется и отношение общества.
– Как обстоит дело с трудоустройством ребят с ментальными нарушениями?
– В Москве есть соответствующие квоты на работников, эту квоту предприятие может использовать, трудоустраивая ребят к себе. Может применяться и «альтернативное трудоустройство»: по соглашению с предприятием трудоустраиваем подопечных в свой штат, и они работают на защищённых рабочих местах в наших мастерских. Есть и пока малораспространённое и законодательно не до конца отрегулированное «транзитное трудоустройство» – когда люди трудоустроены у нас по трудовой книжке, а по договору работают на другую организацию, которая платит нам за услуги по предоставлению персонала. Но пока это для нас скорее «точка роста». Всё-таки это большая ответственность, мы хотим быть уверенными в том, что такая работа по плечу ребятам.
– Вашим подопечным город жильё выделяет?
– Да, этим занимается Дом сопровождаемого проживания «Гурьевский». Но ребят надо подготовить к самостоятельной жизни в собственном жилье, они должны пройти жилищную комиссию и достаточно сложную аттестацию со многими условиями. Ребят обучают бытовым навыкам по специальной программе, да и потом они не остаются один на один с бытовыми проблемами.
– Каким вы видите идеальный ресурсный центр?
– В идеале вижу это как сетевую систему, когда небольшие центры поддержки находятся в шаговой доступности и люди с ментальными нарушениями могут обратиться туда для трудоустройства. Даже если на предприятии внедряется автоматизация, остаётся место и ручному труду, и предприятия смогут передавать заказы таким мастерским. Главное – создать условия, при которых люди с ментальными проблемами смогут реализовать себя, стать социально адаптированными и полезными членами общества. Если мы этого добьёмся, значит, не зря работаем.
В ТЕМУ
В 2017 году группа специалистов, детских психологов государственного центра содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь» под руководством Ирины Юрьевны Шпитальской предложила создать центр для оказания комплексных услуг семьям и людям с ментальными особенностями. Это и учёба, и воспитание, и профессиональная специализация, и сопровождение семьи. Так родилась идея НКО с таким же названием: «Вера. Надежда. Любовь». Коллектив настоящих энтузиастов и единомышленников сохраняет тесное партнёрство с государственным центром, который теперь называется Дом сопровождаемого проживания «Гурьевский». Этот тандем позитивно оценивают в столичном Департаменте труда и социальной защиты населения, его опыт изучают в ряде регионов.
Цифры и факты
АНО «Ресурсный центр помощи людям с ментальными нарушениями. «Вера. Надежда. Любовь», Москва, ул. Ключевая, д. 22, корп. 2; Телефон: +7 (916) 612-34-72; centervln@mail.ru
30 молодых людей с ментальными нарушениями трудоустроены на предприятиях Москвы – в «Рено», МФЦ, компании «Утконос». Они самостоятельно добираются до рабочих мест.
Более 300 молодых людей с ментальными нарушениями на однодневных трудовых пробах испытали себя в качестве работника офиса, сотрудника клининговой компании, помощника воспитателя. У 150 студентов были месячные стажировки на адаптированных трудовых местах, а 11 уже работают по договорам там, где создана понятная для них среда.
57 подростков и молодых людей с ментальными нарушениями прошли программы по освоению прикладных навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Например, узнали, что такое паспорт, ИНН и СНИЛС и для чего нужны эти документы, как оформить статус самозанятого. Научились расплачиваться в магазине, понимать, что такое товары по акции, как снять наличные и пополнить баланс банковской карты.
10 молодых людей с ментальными нарушениями освоили индивидуальную программу и готовятся к получению социального жилья для перехода на самостоятельное проживание.
210 подростков и молодых людей с ментальными нарушениями прошли более 9200 развивающих, профориентационных, аттестационных занятий и практикумов, в том числе основанных на принципе «равный – равному». То есть ребята, освоившие какие-то навыки, переходят на продвинутый уровень и начинают помогать своим друзьям.