Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 декабря 2024 г.
  4. № 50 (6964) (18.12.2024)
Телеведение

Путь богини

К юбилею любимой актрисы

19 декабря 2024
Сергей Мартинсон и Анастасия Вертинская в «Алых парусах» / РИА НОВОСТИ

Анастасия Вертинская должна была сыграть Мэри Поппинс. Да, именно в том самом всем известном фильме. Да уж и играла, и сниматься начала! – но что-то не сложилось. Не совпали концепции видения роли у актрисы и режиссёра – и они расстались. По взаимообоюдному согласию, без скандалов и срывов – расстались. И Леонид Квинихидзе взял другую актрису – Наталью Андрейченко. И всё получилось прекрасно, но всё же как жаль, что Вертинская не сыграла эту роль – а ведь как подходила! Ведь она и сама была такой Мэри Поппинс, прилетевшей в наш кинематограф да и вообще в наш мир. Спустилась откуда-то сверху, из дальних далей, какая-то совершенно удивительная неземная богиня – и наверняка с какой-то собственной, отдельной и загадочной миссией.

Ведь и у самой Мэри Поппинс миссия несколько загадочна. Ну вот что она прилетала? Воспитать каких-то детей, и без того великолепно воспитанных в благополучной английской семье? Да нет, берите выше – Мэри прилетала явить собою Идеал в мир, вполне благополучный и умиротворённый, но о существовании Идеала забывший. Речь не только об идеале подлинной женственности, красоты, утончённости, той «элегантности самой», от которой «все без ума», – нет, речь о высшем, горнем, возвышенном Идеале, воплощающем проекцию Иного Бытия, дающем возможность понимания, что не только земным нашим, обыденным существованием определяется жизнь. Мэри Поппинс навеяла нам «сны о чём-то большем».

Вот и сама Вертинская навеяла «сны о чём-то большем», в 60-е годы прилетев к нам откуда-то из неведомого Элизиума, – явила городу и миру совершенно новых героинь.

Поколение 60-х с некоторой натугой искало в себе черты новой буржуазности – подражало западным актёрам и актрисам (из-за чего вконец искурилось), распивало коктейли в коктейль-холлах, осваивало бит и уже не столько стиляжничало, сколько стремилось к изысканности. Получалось несколько кринжово, но всё же что-то выходило.

И вот прилетела Вертинская. Казалось бы, вот она, девушка из каких-то совсем несоветских, но заманчивых и загадочных – сиречь капиталистических сфер, вот идеал новой женственности.

Но время ещё не знало, как взаимодействовать с этим идеалом, – уж слишком эфемерен он был. И потому Вертинская поначалу передала привет советскому экрану из каких-то уж совсем далёких, несуществующих миров – в «Человеке-амфибии» и «Алых парусах», а уж потом и вовсе начала таять – и совсем растаяла, представ Офелией в «Гамлете», женой Болконского в «Войне и мире», молодой княгиней в «Не горюй!» – эти героини оказались слишком воздушными, слишком нежизнеспособными для бытия. Время даже не искало внутреннего контакта с этой новой феей – потому она превратилась в Снегурочку: «...и нет её. Она подобна / глотку оттаявшей воды». Эпоха не столько отторгла её, сколько сразу же и проводила в прощальный путь – причём почти равнодушным взглядом – ты прилетела? А теперь лети назад, улетай в свои парадизы – мы не знаем, что тут с тобой делать.

И Вертинская – аж как будто в отместку – приобрела совершенно другой облик, кстати, намного более соответствующий её жизненной органике. Вдруг она предстала на экране именно что самою собой – во «Влюблённых», «Человеке на своём месте», «Случае с Полыниным». Молодой утончённой дамой, да ещё и занимающейся творчеством. Но не просто творчеством – она творила саму жизнь, создавала новые к ней подходы.

Ведь мы ранее никогда не видели таких героинь – глубоко интеллигентных, ироничных, не бросающих слова на ветер, но главное – духовно независимых, создающих жизнь только по своему образу и подобию. Но ещё и по своему мировоззрению. Это и была та самая новая буржуазность, которую не смогли отыскать 60-е, а 70-е не просто нашли, а воистину открыли её. Искали Буржуазность, а открыли Индивидуальное Сознание.

Вертинская не станет великой актрисой, скорее, ей будет суждено стать новым культуртрегером, неким Новым Вестником. Именно она откроет дорогу и оригинальным, ранее неведомым женским характерам, и воистину великим актрисам, составившим блистательную плеяду, блистательную галерею 70-х – Неёлова, Купченко, Фрейндлих, Гундарева, Крючкова, Соловей, Екатерина Васильева…

Не было раньше таких актрис. Ранее женщина на экране принадлежала или мужчине, или пулемёту с отбойным молотком, а полноценные женские характеры возникали крайне редко. И вдруг началась совершенно новая эпоха – семидесятые, – эпоха вообще женская, ибо Его Величество Мужик начал тихо вырождаться – от «Утиной охоты» до «Осеннего марафона».

И пришли «странные женщины». «Странными» они были лишь потому, что торили свою индивидуальную дорогу, проходили свой собственный путь, всё более открывая в себе личностное, мировоззренческое начало. При этом в них жило какое-то удивительное внутреннее спокойствие и здравомыслие, оборачивающееся отнюдь не показным духовным стоицизмом. Постепенно они и начали скреплять распадающийся мир.

Прилетевшая из неведомых миров богиня обрела земной облик и, будто мановением руки, открыла Новый Путь – нет, даже не буржуазного, а просто индивидуального сознания. Путь Новой Женственности.

Миссия состоялась.

А затем богиня займёт своё место на Олимпе и превратится в добрую королеву, порой незримо, но неизбывно присутствующую среди нас. И это «свято место» пока никем не заполнено, этот статус непреложен.


Тэги: Юбилей Эпоха и лица
Обсудить в группе Telegram

Александр Шпагин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • БДТ моей юности

    02.05.2025
  • Самостийная инженю

    30.04.2025
  • «…Я живу ещё для искренних друзей…»

    26.04.2025
  • Просветлённо-трагический катарсис

    24.04.2025
  • Пометы на полях

    18.04.2025
  • Думать – это не развлечение

  • Рубенс нашей музыки

  • Капитан Игнатов

  • Исповедовался людям

  • № 27

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS