Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 марта 2021 г.
Спецпроекты ЛГ Станционный смотритель

Путь её славы

Елена Чухнюк: женщина труда и подвига

17 марта 2021

Знаменитых железнодорожниц в Советском Союзе было немало. Но одна из них – на особом счету. Её действительно знала вся страна. Она стала героиней кинофильма и одной из первых женщин-машинистов была удостоена Золотой Звезды Героя Социалистического Труда.

Елена Мироновна Чухнюк. Знакомо вам это имя? Если нет, то подлинная история ХХ века для вас пока остаётся большой загадкой. Потому что именно такие люди превратили нашу страну в сверхдержаву и оставили наследие, которым мы пользуемся до сих пор. Великое фронтовое поколение!

Она родилась в революционном 1917-м в Винницком уезде, бывшем в то время прифронтовым, в крестьянской семье. Потом наступило мирное время. В родной деревне она окончила начальную четырёхлетнюю школу, затем в соседнем селе – семилетку. В 1938 году Чухнюк прочитала в газете призыв Зинаиды Троицкой: «Женщины, на паровоз!» До этого Паша Ангелина призывала «сестёр» на трактора. Но крестьянский труд, пахота – это казалось нашей героине слишком привычным, обыкновенным. Хотелось чуда! Поезда она в то время видела только однажды, во время поездки в Винницу. Елена на отлично окончила курсы при Гомельском локомотивном депо и получила заветный диплом. Начинала, как и многие, на маневровом паровозе. Мужики-машинисты поначалу посмеивались над ней: непривычны были женщины в кабине паровоза, казалось, не совладает она с мощной и современной техникой. Но она смогла. И стала отличным помощником – неутомимым, всегда готовым помочь и кочегару, и машинисту. А потом принялась сама водить большегрузные поезда по западным областям Советского Союза, устанавливая рекорды скорости и точности. Перед началом Великой Отечественной Елена Чухнюк получила знак «Почётному железнодорожнику».

В первые дни войны, когда её маршрутная линия оказалась почти полностью на оккупированной территории, молодой солдат, увидев, как девушка водит паровоз, протянул ей подарок – куклу. Он взял игрушку дочери на фронт как талисман, но понял, что воевать с куклой в узелке как-то несподручно. А тут – молоденькая девушка-машинист… Этот подарок Елена сохранила на всю жизнь.

putyslavy450x300.jpg
Кадр из фильма «Путь славы»

Летом 1942 года войска – и гитлеровские, и наши – стягивались в воронку Сталинграда. Предстояла великая битва, ставшая переломной для всей Второй мировой войны. В те дни была сформирована паровозная колонна № 4 особого резерва. Туда вошла и бригада Чухнюк. Начались жаркие бои, постоянные бомбёжки. Почти сразу она получила важнейшее задание: доставить военный груз – около сорока вагонов авиабомб. Ожидались налёты. И Чухнюк предприняла военную хитрость: поставила десяток пустых вагонов впереди паровоза. Немцы попались на этот трюк: разбомбили порожние вагоны, а бомбы благополучно были доставлены на аэродром.

Смерть витала рядом, близко-близко. Однажды ей уже, казалось, удалось оторваться от бомбардировщиков, те вроде исчезли, но один фашистский самолёт оторвался от группы и пустился в погоню за составом. За секунды до сброса бомбы Елена остановила паровоз, и взрывы прогремели на безопасном расстоянии от поезда.

Но не всегда всё завершалось так благополучно. Однажды бомба угодила в тендер её паровоза. Осколком ранило и Елену. Несколько недель пришлось провести в госпитале. Подлечилась, немного отоспалась после фронтовых перегрузок – и снова на Дон, туда, где шла великая битва.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в условиях военного времени» Чухнюк удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Она стала одной из трёх первых железнодорожниц, получивших эту высочайшую награду, – вместе со стрелочницами Антониной Александровой и Анной Жарковой. К ней пришла слава, громкая и заслуженная. «А вообще-то женщина для войны плохо приспособлена, – вспоминала Елена Мироновна. – Даже самые маленькие солдатские сапоги выпускались 42-го размера. Так и подвязывали их верёвками».

Ближе к зиме 1944 года её перевели на Северо-Печорскую железную дорогу водить составы со стратегически необходимым сырьём – углем. Не успела Елена освоиться в новых для неё краях, как там грянули морозы под сорок градусов. И в таких условиях ей удалось сократить время доставки грузов в три раза.

В 1949 году на экраны вышел кинофильм Бориса Бунеева и Михаила Швейцера «Путь славы». Фильм, в котором запечатлелось послевоенное настроение, эмоциональный взлёт народа-победителя. Главную героиню – Сашу Воронкову – «писали» с Елены Чухнюк. Эту роль сыграла Олеся Иванова – актриса, близкая по духу своей героине, тоже фронтовичка. А рядом с ней блистали популярные мэтры – Виктор Хохряков, Владимир Владиславский. Эпизодическую роль секретаря обкома сыграл вернувшийся с войны молодой Сергей Бондарчук. Но в центре внимания была девушка-машинист, которая, преодолевая любые препятствия, работала не из честолюбия и не за деньги, а для страны. Прошла войну… Как говорилось в песне, созданной несколько позже, но уловившей характер героического поколения: «Готовься к великой цели, а слава тебя найдёт».

chuhnyk450x300-2.jpg
9 мая 2002 года, Герой Социалистического Труда руководитель бригады паровоза
Л-2344 Елена Мироновна Чухнюк готовится вести поезд на Киевский вокзал

АНТОН КАВАШКИН / ИТАР-ТАСС

Не каждому удаётся ещё в молодые годы увидеть фильм о себе. Да ещё и вместе со всей страной. Однако есть высшая справедливость в том, что в нашей стране в ХХ веке кинематограф прославлял не дам полусвета, не «супермоделей» и модных феминисток-адвокатов, а женщин, чью судьбу легче всего определить двумя словами – «труд» и «подвиг». Такие и вытянули на своих плечах войну вместе с героями-мужчинами. Но как же часто мы забываем о таких, как Елена Чухнюк.

9 мая 1999 года, к 55-летию Победы, ей доверили вести на Поклонную гору, к мемориалу Великой Победы, спецпоезд с фронтовиками Великой Отечественной. Голова кружилась от волнения, но состав её пришёл, как всегда, вовремя. К тому времени Елена Мироновна была единственной женщиной-машинистом в стране, хотя и на пенсии. И конечно, память о войне никогда не оставляла её.

Елене Мироновне довелось прожить долгую жизнь. Она – наша современница. Её не стало в 2014 году в возрасте 97 лет. Выдающихся актёров провожают в последний путь аплодисментами – такова традиция. Когда же уходят такие железнодорожницы – мы невольно слышим паровозные гудки и перестук колёс. Хотя бы в воображении.

Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»


Тэги: Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS