Знаменитых железнодорожниц в Советском Союзе было немало. Но одна из них – на особом счету. Её действительно знала вся страна. Она стала героиней кинофильма и одной из первых женщин-машинистов была удостоена Золотой Звезды Героя Социалистического Труда.
Елена Мироновна Чухнюк. Знакомо вам это имя? Если нет, то подлинная история ХХ века для вас пока остаётся большой загадкой. Потому что именно такие люди превратили нашу страну в сверхдержаву и оставили наследие, которым мы пользуемся до сих пор. Великое фронтовое поколение!
Она родилась в революционном 1917-м в Винницком уезде, бывшем в то время прифронтовым, в крестьянской семье. Потом наступило мирное время. В родной деревне она окончила начальную четырёхлетнюю школу, затем в соседнем селе – семилетку. В 1938 году Чухнюк прочитала в газете призыв Зинаиды Троицкой: «Женщины, на паровоз!» До этого Паша Ангелина призывала «сестёр» на трактора. Но крестьянский труд, пахота – это казалось нашей героине слишком привычным, обыкновенным. Хотелось чуда! Поезда она в то время видела только однажды, во время поездки в Винницу. Елена на отлично окончила курсы при Гомельском локомотивном депо и получила заветный диплом. Начинала, как и многие, на маневровом паровозе. Мужики-машинисты поначалу посмеивались над ней: непривычны были женщины в кабине паровоза, казалось, не совладает она с мощной и современной техникой. Но она смогла. И стала отличным помощником – неутомимым, всегда готовым помочь и кочегару, и машинисту. А потом принялась сама водить большегрузные поезда по западным областям Советского Союза, устанавливая рекорды скорости и точности. Перед началом Великой Отечественной Елена Чухнюк получила знак «Почётному железнодорожнику».
В первые дни войны, когда её маршрутная линия оказалась почти полностью на оккупированной территории, молодой солдат, увидев, как девушка водит паровоз, протянул ей подарок – куклу. Он взял игрушку дочери на фронт как талисман, но понял, что воевать с куклой в узелке как-то несподручно. А тут – молоденькая девушка-машинист… Этот подарок Елена сохранила на всю жизнь.
Летом 1942 года войска – и гитлеровские, и наши – стягивались в воронку Сталинграда. Предстояла великая битва, ставшая переломной для всей Второй мировой войны. В те дни была сформирована паровозная колонна № 4 особого резерва. Туда вошла и бригада Чухнюк. Начались жаркие бои, постоянные бомбёжки. Почти сразу она получила важнейшее задание: доставить военный груз – около сорока вагонов авиабомб. Ожидались налёты. И Чухнюк предприняла военную хитрость: поставила десяток пустых вагонов впереди паровоза. Немцы попались на этот трюк: разбомбили порожние вагоны, а бомбы благополучно были доставлены на аэродром.
Смерть витала рядом, близко-близко. Однажды ей уже, казалось, удалось оторваться от бомбардировщиков, те вроде исчезли, но один фашистский самолёт оторвался от группы и пустился в погоню за составом. За секунды до сброса бомбы Елена остановила паровоз, и взрывы прогремели на безопасном расстоянии от поезда.
Но не всегда всё завершалось так благополучно. Однажды бомба угодила в тендер её паровоза. Осколком ранило и Елену. Несколько недель пришлось провести в госпитале. Подлечилась, немного отоспалась после фронтовых перегрузок – и снова на Дон, туда, где шла великая битва.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в условиях военного времени» Чухнюк удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Она стала одной из трёх первых железнодорожниц, получивших эту высочайшую награду, – вместе со стрелочницами Антониной Александровой и Анной Жарковой. К ней пришла слава, громкая и заслуженная. «А вообще-то женщина для войны плохо приспособлена, – вспоминала Елена Мироновна. – Даже самые маленькие солдатские сапоги выпускались 42-го размера. Так и подвязывали их верёвками».
Ближе к зиме 1944 года её перевели на Северо-Печорскую железную дорогу водить составы со стратегически необходимым сырьём – углем. Не успела Елена освоиться в новых для неё краях, как там грянули морозы под сорок градусов. И в таких условиях ей удалось сократить время доставки грузов в три раза.
В 1949 году на экраны вышел кинофильм Бориса Бунеева и Михаила Швейцера «Путь славы». Фильм, в котором запечатлелось послевоенное настроение, эмоциональный взлёт народа-победителя. Главную героиню – Сашу Воронкову – «писали» с Елены Чухнюк. Эту роль сыграла Олеся Иванова – актриса, близкая по духу своей героине, тоже фронтовичка. А рядом с ней блистали популярные мэтры – Виктор Хохряков, Владимир Владиславский. Эпизодическую роль секретаря обкома сыграл вернувшийся с войны молодой Сергей Бондарчук. Но в центре внимания была девушка-машинист, которая, преодолевая любые препятствия, работала не из честолюбия и не за деньги, а для страны. Прошла войну… Как говорилось в песне, созданной несколько позже, но уловившей характер героического поколения: «Готовься к великой цели, а слава тебя найдёт».
Л-2344 Елена Мироновна Чухнюк готовится вести поезд на Киевский вокзал
АНТОН КАВАШКИН / ИТАР-ТАСС
Не каждому удаётся ещё в молодые годы увидеть фильм о себе. Да ещё и вместе со всей страной. Однако есть высшая справедливость в том, что в нашей стране в ХХ веке кинематограф прославлял не дам полусвета, не «супермоделей» и модных феминисток-адвокатов, а женщин, чью судьбу легче всего определить двумя словами – «труд» и «подвиг». Такие и вытянули на своих плечах войну вместе с героями-мужчинами. Но как же часто мы забываем о таких, как Елена Чухнюк.
9 мая 1999 года, к 55-летию Победы, ей доверили вести на Поклонную гору, к мемориалу Великой Победы, спецпоезд с фронтовиками Великой Отечественной. Голова кружилась от волнения, но состав её пришёл, как всегда, вовремя. К тому времени Елена Мироновна была единственной женщиной-машинистом в стране, хотя и на пенсии. И конечно, память о войне никогда не оставляла её.
Елене Мироновне довелось прожить долгую жизнь. Она – наша современница. Её не стало в 2014 году в возрасте 97 лет. Выдающихся актёров провожают в последний путь аплодисментами – такова традиция. Когда же уходят такие железнодорожницы – мы невольно слышим паровозные гудки и перестук колёс. Хотя бы в воображении.
Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»