Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 02 июля 2025 г.
  4. № 26 (6990) (02.07.2025)
Спецпроект Станционный смотритель

Путь испытаний

Ефим Березовский: герой и свидетель веков

02 июля 2025
Ефим Березовский (1913–2011)

Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»

О нём когда-то говорили: «Один из тех, кто помог стране поменять паровоз на электровоз». Наверное, это соответствует действительности, ведь под руководством Ефима Березовского, например, в СССР было построено множество предприятий по выпуску нового электротехнического оборудования для железных дорог. Впрочем, это только один эпизод удивительной жизни удивительного человека. Заслуженного железнодорожника, фронтовика, Героя Советского Союза, участника Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 гг., который прожил 98 лет, пройдя огонь и воду...

Ефим Матвеевич Березовский родился в Подольской губернии, в селе Саврани. Сейчас это районный центр Одесской области. Друзья, кстати, считали его одесситом. Семья была небогатая (правильнее сказать – очень бедная), как он сам писал в анкетах – батрацкая. Спать приходилось на досках, не хватало ни крупы, ни хлеба. В 6 лет маленький Ефим остался без родителей – горе мыкал. С девяти пытался самостоятельно зарабатывать на жизнь, но в итоге стал бродягой, беспризорником. Однажды вместе с несколькими друзьями по улице он отправился в далёкий путь – в Донбасс. В Константиновке беспризорную компанию взяли под опеку рабочие местного стекольного завода. Двенадцатилетний Ефим начал трудиться на этом предприятии смазчиком баллонов. Вскоре он окончил ликбез и школу фабрично-заводского обучения и стал шлифовщиком. Но именно там, в Донбассе, он твёрдо решил со временем стать железнодорожником.

В 1935 году рабочего Березовского призвали в Красную армию. Он окончил школу 80 го артиллерийского полка, служил в Мариуполе. В 1937 м, демобилизовавшись, окончил курсы электромехаников и поступил на железную дорогу. Одновременно молодой человек заочно получал образование в Московском железнодорожном техникуме. Был активным комсомольцем, передовиком. Работал старшим электромехаником на станции Ясиноватая и был уверен, что железная дорога – главная движущая сила индустрии, а за развитием технологий, связанных с электричеством, – будущее. Березовскому было важно это ощущение – что он трудится на гребне прогресса. В июне 1941 года он приехал в Москву сдавать выпускные экзамены, к которым серьёзно готовился...

Когда началась война, сомнений у Березовского не было: он должен быть там, где труднее и опаснее. Защищать Родину. Сам начальник Северо-Донецкой дороги, знаменитый машинист-стахановец Пётр Кривонос просил его не уходить на фронт и остаться в отрасли. Но Березовский отказался от брони – и добровольцем пошёл на фронт. Только пообещал Петру Фёдоровичу после войны с победой вернуться на железную дорогу. «Настроение было такое, что надо победить… Не только в начале войны, но и потом мы были все дружными», – вспоминал Ефим Матвеевич.

Он прошёл через множество тяжёлых боев. Под Сталинградом командовал взводом артиллерийской разведки, после капитуляции Паулюса его наградили орденом Красной Звезды. Под Курском командовал батареей и был среди тех, кто остановил продвижение немецких танков, в том числе считавшихся почти неуязвимыми, – «тигров». В его батарее тогда никто не избежал ранений и контузий, Березовский, раненный в ногу, командовал подчинёнными, передвигаясь ползком. И они выстояли.

28 сентября 1943 года лейтенант Березовский в числе первых форсировал Днепр в районе села Лютеж в Киевской области. Подавить вражеские огневые точки перед переправой не удалось – и немцы палили, не жалея снарядов. Вода горела от разрывов. Орудия наши солдаты вытащили на берег в нескольких десятках метров от немецких укреплений, рядом с артиллеристами сражались автоматчики, разведчики по радио давали ориентиры, направляя стрельбу. Березовскому удалось наладить прицельный огонь по немецким позициям, защищая свою батарею вплоть до рукопашной. Снова ранение – осколок попал в голову. Комбата перевязали – и он остался в бою. Артиллеристы тогда поклялись умереть, но не сдать позицию. За двое суток они отразили больше десяти немецких атак, уничтожили одиннадцать танков и сотни пехотинцев. Плацдарм на берегу Днепра остался за Красной армией.

В батарее Березовского после того сражения никто не остался без наград, а самого комбата генерал-майор Пётр Авдеенко «представил к Герою». Те двое суток под Лютежом вошли в летопись выдающихся подвигов войны. Указом Президиума Верховного Совета от 10 января 1944 года Ефим Березовский был награждён за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Потом были Карпаты, Прага, новые награды и Парад Победы 24 июня 1945-го. После войны почти год он служил в Германии. Потом поступил в Ленинградскую высшую артиллерийскую школу, но очень быстро решил, что остаться в армии не сможет. Березовский мечтал вернуться на стальные магистрали. В 1946 году, в звании капитана, Ефим Матвеевич уволился в запас. Вернулся в Ясиноватую, как и обещал Кривоносу. Восстанавливал депо, снова держал в руках всё, что касалось железнодорожной электрики.

Ему предлагали высокие должности в отрасли. Но герой понимал, что, не продолжив учиться, он не сумеет воплотить своих планов. За войну он многое подзабыл, а тут ещё предстояло осваивать новую технику… «Учиться, учиться и ещё раз учиться», – повторял Березовский известный лозунг. Вообще, его постоянное стремление к новым знаниям и навыкам было поразительным! Ефиму Матвеевичу удалось перевестись в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Там он учился прилежно, орденами и «Золотой Звездой» не козырял, чтобы никто даже и подумать не мог, что герой-фронтовик претендует на снисхождение профессоров.

С инженерным дипломом его сразу направили в Белгород начальником дистанции сигнализации и связи Южной железной дороги. Вместе с другими инженерами он активно внедрял современное оборудование автоблокировки и сигнализации, развивал связь: именно при Березовском впервые на сети была введена поездная радиосвязь. Потом Ефим Матвеевич много лет жил и работал в Харькове и Лозовой, на той же должности. И снова был передовиком. Свидетельство тому – орден Трудового Красного Знамени, знак «Почётному железнодорожнику» и звание почётного гражданина города Лозовая.

А дальше – Москва, работа во Всесоюзном тресте электромеханических заводов Министерства путей сообщения. Нужно было направлять и контролировать работу десятков заводов по всему Союзу. Деятельность Березовского способствовала внедрению нового оборудования для управления движением, что позволило весьма оперативно поднять пропускную способность железных дорог.

На пенсию Ефим Березовский вышел, когда ему было за 80. Но и после этого постоянно интересовался работой коллег, учеников, ездил по городам, встречался с железнодорожниками и школьниками. Его можно было увидеть на парадах Победы и в ХХI веке, когда Героев Советского Союза, получивших эту награду в годы Великой Отечественной, оставалось немного…

С особым трагизмом в те годы звучали стихи Михаила Дудина:

Пулемётный расчёт прикрывает переправу советских солдат через Днепр

Уходим…

      Над хлебом насущным –

Великой Победы венец.

Идём, салютуя живущим

Разрывами наших сердец.


Болело сердце, ныли раны, но никто не слышал от этого жизнерадостного человека жалоб. Ефим Березовский был по-настоящему двужильным, неунывающим героем. Всю жизнь он прожил в движении и при настоящем деле. Хотя и на десятом десятке жизни ему продолжала сниться война.

Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Петербурженка по имени Ленинград

    02.07.2025
  • С чувством сопричастности

    02.07.2025
  • «Отечество нам Царское Село!»

    02.07.2025
  • К штыку приравняв перо

    30.06.2025
  • Под крылом «Петербургского ангела»

    27.06.2025
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Маховик разрухи замер…

    34 голосов
  • Фронтовая теплушка

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS