В издательстве «Вече» вышла новая книга Александра Лапина «Святые грешники». В романе прослеживаются дальнейшие судьбы персонажей «Русского креста», но это – не буквальное продолжение эпопеи.
Александр Лапин вышел к читателю с сагой о поколении «рождённых в СССР», которое на излёте XX века было против воли в одночасье «переселено» из великой страны в странное государство, где белое сделали чёрным, а чёрное – белым. Герои «Русского креста» сумели, не потеряв себя, прочно встать на ноги в этом «дивном новом мире». Кто-то одолел вершину покруче, кто-то – поскромнее, но каждый в свой час пришёл к неизбежному вопросу: а стоило ли на неё карабкаться? Поиски ответа и стали для автора и его героев отправной точкой нового повествования.
В отличие от предыдущих произведений писателя, в «Святых грешниках» он резко меняет оптику, смещая фокус с внешних событий на тонкий мир смятенной человеческой души. В пространстве духовных ценностей вести доверительный разговор с читателем очень непросто. Как минимум потому, что вера, религия и церковь – понятия далеко не тождественные, а духовный поиск – система многовекторная, в которую включены основные мировые религии и языческие культы, эзотерические практики.
Мастер создавать разветвлённые, многослойные сюжеты, Лапин и в «Святых грешниках» остаётся верен себе. Следуя за автором, читатель сможет проникнуть в сферы, куда простому смертному путь заказан: понаблюдает за подковёрной борьбой в губернской думе; услышит, о чём говорит первое лицо небольшой, но гордой страны со своим потенциальным соперником; поприсутствует в зале заседаний одной из крупнейших международных ассамблей. Вместе с героями романа он побывает на «аудиенции» у восточного мудреца и на приватной вечеринке у олигарха среднепланетного масштаба; будет любоваться панорамой таинственного города-призрака в окрестностях священной Агры. Точные и ёмкие, эти этюды с натуры создают прочную реалистическую канву романа. Её дополняет затеянная писателем замысловатая стилевая игра – причудливый микс хроники с притчей, детектива с эротическим романом, социальной драмы с мистикой. Это риск, однако автор сознательно идёт на него в поиске форм, адекватных времени.
Когда по воле автора герои сойдутся в нужном месте в нужное время, окажется, что монах и мирянин, христианин и язычник, мусульманин, буддист и приверженец эзотерики верят, по сути, в одно и то же. В «Святых грешниках» обретает новое звучание идея мировой религии, в которой черпали вдохновение выдающиеся мыслители разных эпох и народов. А читатель получает возможность принять от героев романа ту самую ариаднину нить, что так необходима в странствиях по лабиринтам жизни.