Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 декабря 2015 г.
  4. № 50 (6536) (17.12.2015)
Общество Колумнисты Мнение

Путь к вселенской любви,

или Почему боятся русской идеи

17 декабря 2015

Уже более 20 лет литераторы и публицисты России ведут ожесточённые дискуссии о том, как правильно определить основу культурного бытия страны. Одни говорят о русском наследии, а другие – о российском. Журналисты и политологи часто избегают словосочетания «русская культура», подменяя в нём одно из слов недосинонимом «российская». Только вот язык непреложно остаётся русским.

Утвердившийся во многих слоях элиты настрой против слова «русский» объясняется обычно опасением усиления русских ксенофобских настроений. Степень оправданности подобных опасений и другие причины для вытеснения слова «русский» вместе с целыми пластами наследия России требуют подробного рассмотрения.

Разломы и кризисы общественных и государственных структур приводят обычно к росту агрессивности и ненависти на национальной почве. Так случилось и в период развала СССР. Кавказ, Средняя Азия и Приднестровье превратились в поле боя и ненависти. Человеконенавистнический шовинизм охватил заметные слои постсоветского общества на Украине и в Прибалтике. Шовинистическая чума коснулась и русского общества. В годы излома появились черносотенные и фашиствующие группы. Однако эти мелкие националистические скопления оказались явлением преходящим и малозначимым.

Можно сказать по истечении четверти века, что русские могут служить всему миру примером долготерпимости и сдержанности. За это время они претерпели унижения и волны насилия в Чечне, в Средней Азии, в Прибалтике и на Украине. Тем не менее уровень ксенофобии среди русских оставался всё это время неоспоримо низким, если учитывать ситуацию затяжного кризиса.

Таким образом, следует поставить под сомнение обоснованность опасений в русской ксенофобии. Шовинистическая и фашистская идеология иссохла даже в тех узких кругах, где она наблюдалась в девяностые. Она осталась уделом загнанных властью в угол бесноватых. Правоохранительные органы вытеснили русских маргиналов с обочины в овраг, оставив право двигаться по политической магистрали только тем, кто принимает основные правила игры цивилизованного мира.

Однако есть ещё более глубинные аспекты проблемы. Уравнивающие все национальные культуры и не видящие между ними качественной разницы грешат супротив простой истины. К примеру, украинский эпос всегда связан с сомнительными личностями, откровенно проповедовавшими ненависть. Это относится не только к Бандере и Шухевичу, но и к Гонде с Железняком, к Мазепе, к Богдану Хмельницкому и даже в каком-то смысле к Тарасу Шевченко. Других писателей, так сказать, там не было. (Исключение – Леся Украинка.)

В Прибалтике же вовсе трудно говорить о независимой национальной традиции. Не будем о грустном и не станем напоминать, когда и каким образом появилась в Латвии письменность... Это одна из причин, почему в Прибалтике приближение к национальным корням означало впадание в немецко-нацистскую пропасть.

Русская культура же многогранна и имеет свои неприглядные страницы. История Руси знает и Малюту Скуратова, и безжалостного Петра. Русская культура включает и таких теневых персонажей, как Самарин и Шмаков. Однако едва ли можно отнести двух последних к столпам русской мысли.

Если же мы посмотрим и на русскую идею, и на русское слово, коими они предстают перед нами после многолетнего отсева плевел, то мы остановимся сразу на Серафиме Саровском, Фёдоре Достоевском, Владимире Соловьёве, Константине Леонтьеве, Николае Бердяеве и Иване Ильине. Перед нами не просто русская идея, а русский путь к вселенской любви и вселенскому избавлению.

Тут мы видим схожесть с библейской еврейской идеей, которая при первичном средоточии отличается национальной и конфессиональной ограниченностью, но по мере углубления превращается в величайшую весть избавления для всего мира. Так и русская идея: она формируется в ограниченном русском пространстве, но оттуда идёт с благой вестью городу и миру. Русское средоточие разнится с европейскими теориями наций и расы. Оно не этнос ставит во главу, а принадлежность к органическому братству. Интересны слова профессора А.А. Башмакова о русском расовом синтезе: «Русский народ, славянский по своему языку, смешанный по крови и по множественной наследственности, роднящей его со всеми расами, сменявшими друг друга до него на русской равнине, представляет собою в настоящее время некую однородность... В противоположность тому, что воображают, русская однородность есть самая установившаяся и самая ярко выраженная во всей Европе».

Потому неудивительно прочитать у слывшего воинствующим славянофилом философа Ивана Ильина: «Эта русская идея созерцающей любви и свободной предметности сама по себе не судит и не осуждает инородные культуры. Она только не предпочитает их и не вменяет их себе в закон. Каждый народ творит то, что он может, исходя из того, что ему дано. Но плох тот народ, который не видит того, что дано именно ему, и потому ходит побираться под чужими окнами».

Таким образом, страх перед русской идеей связан с трагическим для широких слоёв российской интеллигенции незнанием и непониманием её. Да, любая национальная идея может впасть в паралич заскорузлости и ксенофобии. Но русская идея – меньше других. Ибо она прокладывает путь к вселенской любви и вере в Создателя.


Тэги: Самосознание Русский вопрос
Обсудить в группе Telegram

Авигдор Эскин

Авигдор Эскин родился 26 апреля 1960 года в Мос... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Русский вопрос» в «Правилах общежития»

    16.05.2021
  • Желание быть русским 13

    25.07.2018
  • Желание быть русским-11

    11.07.2018
  • Желание быть русским-10

    04.07.2018
  • Желание быть русским - 9

    27.06.2018
  • Что сказал Ленин

    306 голосов
  • Кто украл Европу? - 1

    259 голосов
  • Желание быть русским

    160 голосов
  • Эпитафия на могиле российской интеллигенции

    146 голосов
  • Желание быть русским - 6

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS