Ефим Владимирович Басин – это имя многими вспоминается в числе первых, когда речь заходит о строительстве и судьбах тружеников БАМа. Герой Социалистического Труда, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», этот человек и сегодня ратует за интересы магистрали, за её модернизацию и расширение, защищает права бамовцев. А в летописи великой советской стройки навсегда останутся его восемь героических лет, насыщенных самоотверженным трудом и заслугами.
Ефим Владимирович родился в селе Стодолище Смоленской области и разделил горькую судьбу многих представителей своего поколения – «подранков» войны. Мать одна воспитывала троих детей – Басин Владимир погиб подо Ржевом летом 1942-го, когда сыну было только полтора года, и тот, конечно, не помнит отца. Однако с юных лет Ефим, единственный оставшийся в семье мужчина, стремился быть достойным судьбы героя, отдавшего жизнь за Родину.
Школу он окончил с серебряной медалью. В строительные институты в те годы поступали многие, Ефим же мечтал стать лётчиком, собирался подавать документы в Киевский авиационный, но в последний момент поменял решение и стал студентом Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта. Его специальность – «промышленное и гражданское строительство». То есть созидание. И Басин ни разу потом не пожалел о своём выборе профессии. Такой непростой, но необходимой людям. Почти вся его трудовая биография будет связана с северными стройками, где Ефим Басин прошёл путь от рядового инженера до руководителя крупных строительных организаций ступенька за ступенькой. И о работе строителя знал всё досконально.
На БАМ его направили в 1980 году после окончания Академии народного хозяйства, молодым кандидатом наук. К тому времени в послужном списке Басина значилось немало уникальных объектов, возведённых в труднейших условиях (например, три железные дороги, построенные на Печоре). Первый руководитель ГлавБАМстроя Константин Мохортов предложил ему выбор: место своего заместителя в штабе строительства в Тынде либо возглавить оперативную группу в Усть-Куте. Там совсем скоро требовалось сдавать важнейший участок БАМа Лена – Кунерма. Двадцать шесть километров пути. Не было в то время на трассе более трудного задания. При этом ранг заместителя начальника за Басиным оставался… Конечно, он выбрал не штаб.
Несколько месяцев Ефим Басин провёл, колеся по рельсам в персональном вагоне, – знакомился с людьми, проверял ход работ. Новый начальник, болота, десятки важнейших объектов – мало кто верил, что всё удастся построить качественно и вовремя. Стройка задавала всё новые и новые задачки, которые, сидя в кабинете, не решишь. Знаменитый бригадир Александр Бондарь в одном из многочисленных интервью потом вспоминал, как шли с укладкой к Витиму: «К началу года не было ни одного километра земляного полотна, готового под укладку. И когда мы придём на Витим – одному богу было известно. Но тут на трассу прибыл Ефим Басин и взял на себя руководство штурмом. Он организовал штаб прямо на борту «бронепоезда», в котором мы жили. И сумел сконцентрировать на главном участке десятки экскаваторных комплексов и тысячи машин. Самосвалы шли сплошными потоками – одни из карьеров, другие в карьеры. Густая жёлтая пыль не успевала оседать…»
Тот штурм в среде строителей называли «Куликовская битва». И Басин со своей армией в ней победил! Участок торжественно сдали в 1981 году, в день рождения комсомола. И дорабатывать ничего не пришлось: Басин повысил в строительном секторе дисциплину и аккуратность работ.
В 1986 году Ефим Владимирович стал начальником ГлавБАМстроя, одновременно получив обязанности заместителя министра транспортного строительства СССР. В мохортовские времена строили в основном саму магистраль, инфраструктура считалась делом второстепенным. При Басине же не только укладывали стальные нитки трассы, но и возводили рядом города, посёлки, замечательные вокзалы. Причём каждый – с узнаваемой, особенной архитектурой.
В то время существовало негласное правило: кто из управленцев не сломается на БАМе – тот, скорее всего, в свой черёд окажется среди руководителей страны. Ведь «брежневское» поколение изрядно постарело. Увы, горбачёвская «тряска» сломала эту аксиому – критерием оценки руководителя стали не его профессиональные качества и опыт, а готовность к быстрым и далеко не всегда обоснованным переменам вплоть до предательства собственных идеалов. Басин – профессионал до мозга костей – для подобных экспериментов не подходил. Потому и остался в годы распада страны в стороне, хотя занимал высокие должности, не изменяя своему призванию. Возглавлял и Министерство строительства, и Госстрой России, работал в правительстве Москвы. Во многом именно благодаря ему стране удалось сохранить строительный комплекс, модернизировать его. Хотя действовать в условиях безвластия и анархии было неимоверно сложно.
БАМ в те годы пытались дискредитировать. Однако Ефим Владимирович всегда заступался за стройку века, собирая вокруг себя ветеранов строительства магистрали и бамовских городов. Он рассуждал: «Взгляните на карту: зона БАМа – фактически пять территорий Франции, где в недрах спрятана треть природных ресурсов России. Ну как дорога могла оказаться лишней? Конечно, это глупость, чушь. БАМ был жизненно необходим». Время доказало справедливость его слов. Куда более точных, чем экономические фантазии личностей, пытавшихся переставить российскую экономику с ног на голову, не считаясь ни с наработанными традициями, ни с судьбами людей. Кстати, многое тогда зависело от журналистов, у которых чаще всего вместо ответственности – жажда сенсации. Кому пришла в голову «эффектная» идея назвать БАМ дорогой в никуда? Профессионалы всегда верили, что этот спекулятивный лозунг канет в прошлое. Однако вреда его адепты наделали немало…
В 1989 году БАМ сдали в постоянную эксплуатацию на всём его протяжении. Торжества по этому поводу оказались не столь громкими, как, например, укладка «золотого звена»: настали новые времена, о стройке века стали вспоминать реже. Но в истории магистрали период с 1984 по 1989 год оказался, быть может, ключевым. Потому что именно в эти годы БАМ стал местом планомерной и эффективной работы.
Басин навсегда предан магистрали и тем соратникам, которые вместе с ним её возводили. Душа его болит за БАМ. И предложения, с которыми до сих пор выступает Ефим Владимирович, неизменно обоснованны и полезны для государства. Не всем советам получается следовать, однако не прислушиваться к таким людям нельзя. В том, что сегодня БАМ снова в сфере особого государственного внимания, – заслуга Ефима Басина, который многие годы не давал стране забыть о своем великом детище. 50-летие Байкало-Амурской магистрали, которое сегодня широко отмечается в России, – это его праздник.
Строители-железнодорожники ещё не раз обратятся к наследию Басина, расширяя транспортную систему России на севере и востоке, расширяя БАМ. Это задача, необходимая государству. По той же причине, что и 50 лет назад, – чтобы на страну работали богатства, которые хранит земля. Чтобы не было в России неосвоенных земель. А их освоение всегда начиналось с железных дорог…