Конструируя будущее, не забываем о прошлом
Это было тогда, когда не было гаджетов. Книги шелестели страницами, манили тайной непрочитанного, вкусно пахли свежей краской… Иллюстрации завораживали, предлагая самое точное и объёмное прочтение персонажа.
Время было грозным, а детство – всё равно счастливым. Волшебный привет из прошлого – выставка «Конструируя будущее: детская книга 1920–30-х годов», открывшаяся в Голубом зале Российской государственной библиотеки (РГБ – бывшей Ленинке, как привыкли называть её книгочеи со стажем).
Это выставка – проект сразу трёх федеральных библиотек: РГБ, Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) и Библиотеки иностранной литературы (БИЛ). Чтобы показать золотой век в истории отечественной детской литературы, впервые объединились три федеральных гранда. Своеобразный зеркальный трельяж, дающий возможность рассмотреть почти вековое прошлое с разных точек зрения. Параллельно проходящая выставка в Библиотеке иностранной литературы рассказывает о влиянии на детскую мировую литературу книг советских писателей и иллюстраторов 1920–1930-х. А экспозиция Российской государственной детской библиотеки посвящена самым любимым детворой литературным героям.
Организаторы выставки в Голубом зале Российской государственной библиотеки предложили оригинальное дизайнерское решение. Студенты Института графики и искусства книги имени В.А. Фаворского Московского политехнического университета построили под сводами зала настоящий «читай-город» начала прошлого века. А спроектировала городок, придумала его проспекты и домики куратор выставки Ксения Белькевич – заместитель директора Государственного литературного музея.
В этом сказочном городе два главных проспекта – Московский и Петроградско-Ленинградский. В картонных домиках-витринах выставлены книги классиков детской литературы. Аркадий Гайдар, Сергей Михалков, Агния Барто, Михаил Пришвин, Юрий Олеша, Владимир Маяковский, Корней Чуковский – москвичи. На Петроградско-Ленинградской стороне – Самуил Маршак, Борис Житков, Виталий Бианки, Александр Введенский, Даниил Хармс, Леонид Пантелеев и Григорий Белых.
Книги из прошлого, конечно, чудо, но не главное: они ещё сохранились в иных заботливых домашних библиотеках. А вот черновики, письма, редкие фотографии, дневники… «конструкторов будущего», тех, кто создавал нашу детскую литературу, увидишь не каждый день.
Творческая лаборатория инженеров детских душ чрезвычайно интересна. Золотое время детской литературы было далеко не безоблачным для писателей. Издательство «Детгиз», например, которым руководил Самуил Маршак, в кроваво-памятном 1937 году было разгромлено, многие сотрудники «Детгиза» арестованы и сосланы в лагеря. «Годы великого перелома» переломали жизни и судьбы, но не сломили детскую литературу, – сказала на открытии экспозиции Наталья Самойленко, заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности. И обозначила суть выставки: она о сложных временах, но и о счастье детства.
– Кто из известных детских писателей посещал Ленинку? – спрашиваю исполняющего обязанности генерального директора Российской государственной библиотеки Владимира Гнездилова.
– В XIX веке, когда библиотека называлась Румянцевским музеем, у нас побывали практически все классики русской литературы. А одним из директоров библиотеки был Владимир Фёдорович Одоевский, автор «Городка в табакерке». Неоднократно бывали в нашей библиотеке Сергей Михалков, Самуил Маршак, Лев Кассиль, Агния Барто, Евгений Шварц, Алексей Толстой, Валентин Катаев, Корней Чуковский, Григорий Остер, Эдуард Успенский, Виктор Драгунский, Андрей Усачёв.
Выставка «Конструируя будущее: детская книга 1920–30-х годов» – одна из сотен, которые проходят в залах бывшей Ленинки. Собственно, РГБ – это и читальные залы (их, к слову, 42), и лектории, и экскурсии, и мастер-классы, и выставки, и концерты, и встречи с мастерами искусств…
Недавно, например, под председательством вице-премьера Ольги Голодец здесь состоялось заседание Совета по русскому языку при Правительстве РФ. Масштабы деятельности РГБ не укладываются в классическое понятие «библиотека» (хранилище книг).
– В программу постоянных мероприятий библиотеки вошли принципиально новые формы общения с читателем, – уточняет Владимир Гнездилов. – Обширная экскурсионная программа, мастер-классы, лекции, интеллектуальные фестивали… В прошлом году мероприятия так называемой социокультурной направленности посетило более 90 тысяч человек. Это на 30% больше, чем в 2014 году. Эти цифры будут только расти. В том числе благодаря новым правилам записи читателей, согласно которым с февраля в библиотеку можно записаться с 14 лет.
В конце нынешнего – начале следующего года откроется Музей истории библиотеки и выставочный комплекс «Ивановский зал». Он будет предлагать москвичам и гостям столицы экспозиции, связанные с культурой и искусством книги. Все эти мероприятия призваны активизировать интерес к науке, искусству, познанию, а значит, и к чтению. При этом, развиваясь как культурно-просветительский центр, РГБ остаётся прежде всего главной библиотекой страны. Местом, где любой читатель может найти необходимую ему книгу и получить профессиональную консультацию библиографа.
– Владимир Иванович, какая литература пользуется наибольшим спросом?
– Мы прежде всего библиотека для учёных, студентов и преподавателей. К нам чаще всего обращаются за литературой образовательного, научного, обучающего характера. В частности, те, кто работает над диссертацией, – к нам поступает один обязательный экземпляр всех защищённых в стране диссертаций. Это один из наиболее современных наших фондов. Он полностью оцифрован, за исключением работ, защищённых в 1940-е годы.
– Всё чаще говорят о снижении спроса на чтение, на книгу… Вы с этим согласны?
– Не согласен. Судя по нашей статистике, поток тех, кто приходит в библиотеку, что называется, ногами, не иссякает. А число виртуальных читателей растёт почти в геометрической прогрессии. Если в 2010 году к электронным ресурсам РГБ в день обращалось 16,7 тысячи пользователей, то в 2015-м – 25,2 тысячи.
– Владимир Иванович, литература окончательно уйдёт в интернет или бумажная книга всё-таки выживет?
– Разговоры о судьбе бумажных книг ведутся давно. При этом ничего не меняется – традиционная книга своих позиций не сдаёт. По данным Российской книжной палаты, в 2015 году российскими издательствами было выпущено 112 647 «названий книг и брошюр», что больше, чем в 2014-м. За время сосуществования бок о бок бумажных и электронных книг читатели поняли, что они не исключают, а взаимно дополняют друг друга. Кто-то берёт в дорогу электронную книгу, потому что она занимает меньше места, а, например, в домашнем кресле читает бумажный том. Потому что ритм чтения бумажных книг многим кажется удобнее – можно делать пометы на полях, проще возвращаться к прочитанному, приятно осязать бумагу, обложку, рассматривать иллюстрации…
– Сможет ли хорошая детская книга отвлечь современного ребёнка от гаджетов?
– Если книга интересная, гаджеты не мешают её чтению. Дайте детям книгу приключенческого жанра, и вы не сможете их от неё оторвать. Современные дети с удовольствием читают то, что читали их ровесники двадцать и более лет назад. Сказки Астрид Линдгрен, «Денискины рассказы» Виктора Драгунского, романы Жюля Верна и Марка Твена, «Два капитана» Вениамина Каверина, повести Аркадия Гайдара… Перечислять можно долго. Я бы не стал противопоставлять эти вещи: нужно читать хорошие книги и в то же время невозможно представить современную жизнь без гаджетов.
– Владимир Иванович, назовите три ваших самых любимых книги детства.
– «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Человек-невидимка» Герберта Уэллса и «Как закалялась сталь» Николая Островского.
Выставка «Конструируя будущее: детская книга 1920–30-х годов» в Российской государственной библиотеке продлится до 25 ноября 2016 года.