Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Работа по площадям

01 января 2007

СЕТЕРАТУРА

Николай КАЛИНИЧЕНКО

С давних пор в мировой культуре существуют два полюса. Речь идёт об искусстве высоком и площадном (общедоступном). Лубок традиционно относился ко второй разновидности. Для мастеров, создающих «потешные листы», основной задачей было просто и доходчиво передать образную информацию, или, как сейчас говорят, доставить «мессидж». Одной картинки для этого, как правило, оказывалось мало. Лубочные историйки сопровождали литературным пояснением. Автор в нескольких словах разбирал показанную на рисунке ситуацию. Получалось нечто среднее между коротким репортажем и подписью к экспонату в музее: «Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь. Раскольник говорит…»

Шли годы, менялись приоритеты, множились стили. Появились афиши, плакаты, комиксы. Со временем слово «площадное искусство» исчезло из обиходного языка, уступая место терминам «массовое» и «популярное». Средневековая городская площадь, на которой разыгрывались все самые значимые и драматические события социальной жизни, ушла в небытие. Из взаимодействия произведения искусства и потребителя выпала важная деталь – наличие толпы. Многозначное дискуссионное мнение с непременным бурным обсуждением оказывало сильное влияние не только на участников спора, но и на сам объект. Это совсем не те интеллигентные беседы, какие мы можем наблюдать в музеях и на выставках. Речь идёт о колоритном народном многоголосии, когда все пытаются говорить одновременно и верх берёт тот, кто кричит громче. Мнение непрофессионала, высказанное с убеждённостью закоренелого невежды, создаёт вокруг объекта обсуждения поле из заблуждений и предрассудков. Плохонькая картинка обрастает небывалым смыслом. Этот эффект достигается во многом благодаря литературному пояснению. Попробуйте взять обычный детский рисунок и добавить к нему короткую историю. Вы увидите, как изменится ваше отношение к этой милой «мазне».

Причём тот же приём малоэффективен с профессиональными работами. Вот почему для картин русских художников-нонконформистов – из тех, что избрали лубок в качестве стилистической платформы для идейного поиска, характерна нарочитая простота, граничащая с примитивизмом. Они оставляют место для текста. Такой подход к изображению, кроме всего прочего, позволяет выдержать основной курс современного искусства, направленный на декларацию внутреннего мира автора.

Итак, ренессансом лубочной традиции мы обязаны неформальным течениям в русском культурном пространстве. Однако мало возродить манеру, необходимо вернуть саму средневековую площадь. Развитие систем глобальной коммуникации преподнесло творческим людям этот подарок. Неслучайно древнее слово «форум» («площадь») так легко прижилось в Интернете.

Ярким примером самобытности русского неформального движения конца XX века можно назвать «митьковство». Наречённая по имени отца-основателя Дмитрия Шагина творческая группа питерских художников и поэтов выделялась из прочих представителей андеграунда удивительной душевностью. Мягкий, раздумчивый митьковский стиль пришёлся по душе не только ищущей молодёжи, но известным деятелям культуры и даже политикам.

Сегодня Дмитрий Шагин и его коллеги – признанные мастера современного искусства. Работы митьков кочуют с выставки на выставку по всему миру. А к услугам широких народных масс – Интернет: (
http://www.mitkiart.ru/), (http://mitki.kulichki.com/).

Мировая паутина способствовала популяризации образа митька. По всей стране возникли группы желающих залезть в общую тельняшку. Благодаря Интернету стало ясно, что питерские неформалы не столько выдумали новый образ, сколько открыли доступ к схрону социокультурных концептуальных профилей, которые давно ждали персонификации.

Если для традиционных митьковских картин характерны пояснения в прозе, то авторские опыты питерского карикатуриста, писателя и поэта Гавриила Лубнина в области современного абсурдистского лубка чаще всего сопровождаются рифмованными строками, существенно усиливающими эффект от графики. Работы Лубнина были бы достоянием небольшой группы посвящённых, если бы не сетевая «средневековая площадь». После того как в Живом Журнале были опубликованы работы художника (
http://bujhm.livejournal.com/74890.html), мастер приобрёл долгожданную известность. Психоделические карикатуры Лубнина были с большим интересом встречены сетевой общественностью и стали одними из самых цитируемых тем в Интернете.

Другой дорогой пошёл московский художник и аниматор Андрей Кузнецов. В отличие от питерских коллег он стилизовал свои работы в области лубка под традиционные «фряжские листы», однако наполнил древнюю форму новым смыслом. В центре внимания художника – современные типажи и мифические фигуры: ламеры, байкеры и даже маленький волшебник Гарри Поттер. Работы Кузнецова также многократно цитировались и добавлялись в избранное. С ними можно ознакомиться на сайте «Иероглиф» (
http://www.hiero.ru/Akuaku/Lubki).

Таким образом, Интернет стал элементом, связующим работу мастера и социум. При помощи системы глобальной коммуникации можно выяснить, что древние виды площадного искусства как в первоначальной, так и в преображённой форме любимы народом и не утратили своей простоватой тёплой привлекательности.

Обсудить в группе Telegram

Николай Калиниченко

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS