Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 мая 2024 г.
  4. № 19 (6933) (15.05.2024)
Телеведение

Радиоактивный фельетон

Из компьютерной игры в большое кино

16 мая 2024
Аарон Мотен в сериале «Фоллаут»

В 1997 году стартовал «Фоллаут», вскоре перевернувший представление о том, что такое компьютерная игра. Ещё одно событие, сдвинувшее сомнительное развлечение в сторону полноценного искусства, соединяющего в себе литературу, кино, графику и совершенно новую область творчества – конструирование миров.

Каждая из игр серии дерзко заигрывала с темой ядерной войны вне обычной линии мрачного научно-фантастического предупреждения о страшной катастрофе, такого как «Почтальон» Дэвида Брина в литературе или «На берегу» Стэнли Крамера в кинематографе. Это была весёлая, полная чёрного юмора история о том, каким потешным станет выживание в радиоактивной пустоши после глобальной катастрофы, уничтожившей почти всё живое на поверхности Земли. Цинизм? Нет, скорее естественное отражение облегчения, испытанного миром от того, что угроза взаимного уничтожения сверхдержав, а с ними заодно и остального человечества осталась в прошлом. На десятилетия ядерный армагеддон стал призрачным наследием холодной войны, и даже память о внушаемом им ужасе постепенно истлела.

В последующие годы поклонники игровой серии мечтали о переносе постапокалиптического мира из цифровой среды в кинематограф, и вот долгожданная весть – сериалу быть, да ещё и с полновесным финансированием «Амазона»! В особенности фанатов вдохновлял тот факт, что в команде, взявшейся за непростую задачу, значились имена Джонатана Нолана и Лизы Джой, создавших «Мир Дикого Запада» и «Периферийные устройства». Признанные мастера адаптации разноплановой фантастики в первоклассные сериалы, сочетающие эффектную зрелищность, сюжетный драматизм и серьёзную научно-фантастическую составляющую.

Стоит признать, Нолан-младший и его коллеги добились успеха, с потрясающей точностью воспроизведя атмосферу «постъядерной ролевой игры», тщательно, вплоть до малейших деталей восстановив её антураж. А самое главное – идеально передан сплав вестерна и научной фантастики, с тонкой ноткой библейского мессианства, которая и оживляет весь этот проклятый мир, в невыразимых страданиях ожидающий спасения. Но при этом в него вписана новая история, не встречающаяся ни в одной из игр, что выгодно отличает «Фоллаут» от прошлогодней экранизации игры «Одни из нас», почти дословно следовавшей сюжету первоисточника. Зрителю предлагалось нечто иное, а не повторение пройденного в новом формате.

Новая история – это и новые герои. Три центральных персонажа в равных пропорциях сочетающие цинизм и романтику, разочарование и надежду, трусость и отвагу, а также весь прочий спектр противоречивых черт характера. Тем не менее и история, и герои довольно шаблонные, ведь вся оригинальность «Фоллаута» именно в его мире, десятилетиями шлифовавшемся гейм-дизайнерами. Героиня, выбравшаяся в большой мир, молодой человек, проходящий этап формирования характера, и умудрённый годами сражений ветеран, чей кризис веры банален, как кольт сорок пятого калибра в руках бандита. И все трое охотятся за классическим макгаффином, то помогая друг другу, то мешая.

Однако спустя четверть века, когда вслед за несколькими играми появляется сериал, контекст совершенно иной. На часах Судного дня уже более года всего лишь 90 секунд до полуночи, всё чаще звучат истерические и необдуманные заявления об использовании оружия массового поражения, а генералы бряцают оружием, словно воины давно минувших веков, совершающие ритуал запугивания противника. Но страха нет, глобальная война, усилиями мастеров конструировавших опустошённые миры, стала чем-то забавным, воспоминанием на краю сознания о том, как весело было выживать в радиоактивной пустоши и сколько потрясающих открытий она таила.

И как на этом фоне возвращается давняя история? Теперь как предупреждение или, напротив, в виде кинематографического фельетона, расписывающего удалые приключения лихих авантюристов и героев? Скорее второе. Однако то легкомысленное отношение к перспективе гибели мира в ядерном огне, оправданное в эпоху девяностых, может обернуться катастрофой, когда мы как никогда близки к полуночи.

Тэги: Кино
Обсудить в группе Telegram

Николай Трябин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Как талантливо заставить вас упасть в обморок

    20.10.2024
  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • От Лиссабона до Тегерана

    18.09.2024
  • Режиссура мира сего

    16.09.2024
  • Переворот в империи лжи

    04.09.2024
  • Нельзя промолчать!

    107 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Страсти, радости и напасти

    84 голосов
  • Дудь-2020

    84 голосов
  • Французик из…

    77 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS