В 1997 году стартовал «Фоллаут», вскоре перевернувший представление о том, что такое компьютерная игра. Ещё одно событие, сдвинувшее сомнительное развлечение в сторону полноценного искусства, соединяющего в себе литературу, кино, графику и совершенно новую область творчества – конструирование миров.
Каждая из игр серии дерзко заигрывала с темой ядерной войны вне обычной линии мрачного научно-фантастического предупреждения о страшной катастрофе, такого как «Почтальон» Дэвида Брина в литературе или «На берегу» Стэнли Крамера в кинематографе. Это была весёлая, полная чёрного юмора история о том, каким потешным станет выживание в радиоактивной пустоши после глобальной катастрофы, уничтожившей почти всё живое на поверхности Земли. Цинизм? Нет, скорее естественное отражение облегчения, испытанного миром от того, что угроза взаимного уничтожения сверхдержав, а с ними заодно и остального человечества осталась в прошлом. На десятилетия ядерный армагеддон стал призрачным наследием холодной войны, и даже память о внушаемом им ужасе постепенно истлела.
В последующие годы поклонники игровой серии мечтали о переносе постапокалиптического мира из цифровой среды в кинематограф, и вот долгожданная весть – сериалу быть, да ещё и с полновесным финансированием «Амазона»! В особенности фанатов вдохновлял тот факт, что в команде, взявшейся за непростую задачу, значились имена Джонатана Нолана и Лизы Джой, создавших «Мир Дикого Запада» и «Периферийные устройства». Признанные мастера адаптации разноплановой фантастики в первоклассные сериалы, сочетающие эффектную зрелищность, сюжетный драматизм и серьёзную научно-фантастическую составляющую.
Стоит признать, Нолан-младший и его коллеги добились успеха, с потрясающей точностью воспроизведя атмосферу «постъядерной ролевой игры», тщательно, вплоть до малейших деталей восстановив её антураж. А самое главное – идеально передан сплав вестерна и научной фантастики, с тонкой ноткой библейского мессианства, которая и оживляет весь этот проклятый мир, в невыразимых страданиях ожидающий спасения. Но при этом в него вписана новая история, не встречающаяся ни в одной из игр, что выгодно отличает «Фоллаут» от прошлогодней экранизации игры «Одни из нас», почти дословно следовавшей сюжету первоисточника. Зрителю предлагалось нечто иное, а не повторение пройденного в новом формате.
Новая история – это и новые герои. Три центральных персонажа в равных пропорциях сочетающие цинизм и романтику, разочарование и надежду, трусость и отвагу, а также весь прочий спектр противоречивых черт характера. Тем не менее и история, и герои довольно шаблонные, ведь вся оригинальность «Фоллаута» именно в его мире, десятилетиями шлифовавшемся гейм-дизайнерами. Героиня, выбравшаяся в большой мир, молодой человек, проходящий этап формирования характера, и умудрённый годами сражений ветеран, чей кризис веры банален, как кольт сорок пятого калибра в руках бандита. И все трое охотятся за классическим макгаффином, то помогая друг другу, то мешая.
Однако спустя четверть века, когда вслед за несколькими играми появляется сериал, контекст совершенно иной. На часах Судного дня уже более года всего лишь 90 секунд до полуночи, всё чаще звучат истерические и необдуманные заявления об использовании оружия массового поражения, а генералы бряцают оружием, словно воины давно минувших веков, совершающие ритуал запугивания противника. Но страха нет, глобальная война, усилиями мастеров конструировавших опустошённые миры, стала чем-то забавным, воспоминанием на краю сознания о том, как весело было выживать в радиоактивной пустоши и сколько потрясающих открытий она таила.
И как на этом фоне возвращается давняя история? Теперь как предупреждение или, напротив, в виде кинематографического фельетона, расписывающего удалые приключения лихих авантюристов и героев? Скорее второе. Однако то легкомысленное отношение к перспективе гибели мира в ядерном огне, оправданное в эпоху девяностых, может обернуться катастрофой, когда мы как никогда близки к полуночи.