Так ли уж часто случается в действительности, чтобы совсем ещё юный музыкант уже в ранней молодости достиг выдающихся успехов в своей профессии? В 16 лет Михаил Плетнёв стал лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. Затем судьба привела его в Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского, где он обучался с 1974 по 1979 год в классе профессора Якова Флиера, а после его смерти – в классе профессора Льва Власенко (у него же в 1981 году окончил аспирантуру). В 1977 году Плетнёв стал победителем Всесоюзного конкурса пианистов в Ленинграде, а в 1978-м – обладателем первой премии и золотой медали VI Международного конкурса имени П.И. Чайковского.
Были ли в то время пианисты, равные Плетнёву? Конечно, были и сейчас есть одарённые музыканты, на первый взгляд не уступающие ему в технике и умении извлекать из рояля всё богатство красок. Однако с течением времени всё более становится ясным, что Плетнёв уникален и неповторим.
Плетнёв-пианист выступал на лучших сценах мира с сольными программами, а также вместе с известными филармоническими оркестрами Берлина, Лондона, Мюнхена, Израиля, Чехии, с симфоническими оркестрами Сан-Франциско, Питтсбурга, Берлина, Национальным оркестром Франции и многими другими.
В 1980 году Михаил Плетнёв дебютировал как дирижёр. Его приход к дирижированию был закономерен. Прав был Генрих Нейгауз, когда-то справедливо заметивший, что большому пианисту в какой-то момент становится тесно в рамках только лишь одной музыкантской деятельности и появляется потребность выхода за её пределы – в педагогику, сочинительство, дирижирование, просветительство… Именно так случилось и с Плетнёвым, открывшим перед слушателями ещё одну грань своего феноменального дарования. Сегодня уже для всех очевидно, что Плетнёв не только выдающийся пианист, но и дирижёр. Взлёт его дирижёрской карьеры пришёлся на 90-е годы, когда музыкант основал Российский национальный оркестр (1990). Плетнёву было тогда 33 года – «возраст Христа». Возможно, это просто совпадение, но возникает уверенность, что так оно и должно было случиться. Подобно великим дирижёрам прошлых лет М. Плетнёв за четверть века выработал собственное неповторимое звучание оркестра. Под его руководством РНО быстро вошёл, согласно международным рейтингам, в двадцатку лучших оркестров мира.
Помимо руководства РНО Плетнёв выступает в качестве приглашённого дирижёра с такими ведущими музыкальными коллективами, как Королевский оркестр Консертгебау, Токийский филармонический оркестр, Лондонский филармонический оркестр, симфонический оркестр Бирмингема, филармонический оркестр Лос-Анджелеса, симфонический оркестр NHK, Малеровский камерный оркестр.
В первом фестивале, прошедшем в сентябре 2009 года, под управлением Михаила Плетнёва состоялось концертное исполнение оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта», в 2010-м публике было представлено концертное исполнение оперы Дж. Россини «Золушка», одной из кульминаций четвёртого фестиваля стало исполнение оперы П. Чайковского «Евгений Онегин». В сентябре прошлого года в Зале Чайковского под управлением маэстро прозвучала «Майская ночь» с участием известных российских и зарубежных солистов.
Большой фестиваль – один из титульных проектов Российского национального оркестра, ежегодно в течение вот уже шести лет открывающий сезон коллектива в столице серией ярких концертов с участием звёзд мирового исполнительского искусства, восходящих талантов и признанных мастеров оперы. Большой фестиваль стал первым в истории современной России фестивалем, фокусирующим внимание слушателей на творчестве одного оркестра, которому по силам представить разнообразную палитру жанров и стилей. За шесть прошедших фестивалей его программы включали концертное исполнение лучших опер русского и западноевропейского репертуара, программы симфонической и камерной музыки, блистательные оперные гала, синтетические проекты, объединяющие в себе музыку и слово, хореографические постановки, вечера джаза, грандиозные представления лучших образцов кантатно-ораториального жанра с участием сводных хоров и лучших солистов.
Первый же Большой фестиваль, прошедший в сентябре 2009 года, завоевал любовь публики и признание критиков, высоко оценивших высочайший художественный уровень концертных программ и мастерство артистов. Программа нынешнего, Седьмого Большого фестиваля РНО также была подобрана с редкой изобретательностью и вкусом. Слушателей в очередной раз порадовали встречи с выдающимися солистами-инструменталистами. Так, знаменитая скрипачка Виктория Муллова, много лет не выступавшая в Москве, на этот раз вместе со своим ансамблем представила программу «Страдивари в Рио», в которой прозвучала бразильская музыка в обработке для скрипки и ансамбля. Среди других звёздных участников фестиваля – известный испанский валторнист Хавьер Боне, известный во всём мире как крупнейший специалист в области исторического исполнительства на натуральной валторне, а также солист, в совершенстве владеющий всеми возможностями современного инструмента.
Ценителям оперы в концертном исполнении также был приготовлен великолепный подарок – оперой Дж. Россини «Семирамида» дирижировал знаменитый «россиниевский гуру» Альберто Дзедда (Италия). Прославленный знаток и интерпретатор творчества Россини, Дзедда глубоко понимает и тонко чувствует самую сущность музыки великого итальянского композитора в его трактовке, предстающей в своей первозданной прекрасной чистоте. Кажется, что и сам облик маэстро очень располагает к себе не только музыкантов оркестра и хора (Академии хорового искусства имени Виктора Попова), но и солистов, вдруг неожиданно по-новому раскрывающихся. Особенно хочется отметить в этом отношении исполнителей главных партий (Семирамиды, Арзаче и Идрено) – Саломе Джикию (сопрано, Грузия), Вардуи Абрамян (меццо-сопрано, Армения) и Сергея Романовского (тенор), и в артистическом, и в вокальном отношении создавших яркие запоминающиеся образы и характеры.
В рамках программы русской музыки прозвучала опера Н. Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», свою выдающуюся по глубине прочтения интерпретацию которой представил на суд публики Михаил Плетнёв. Бесспорно, что русская классика всегда была и остаётся для Плетнёва родной стихией. Он как никто другой чувствует воплощаемый в музыке великими русскими композиторами духовный мир русского человека, передаваемый им с неподдельной искренностью и обжигающей эмоциональностью. Невозможно прямо-таки физически не ощутить сильнейшую творческую энергию, которую излучают его руки. Звучание оркестра Плетнёва отличали идеальная фразировка, динамизм интерпретации, гармоничное сочетание симфонических и вокальных элементов театрального действия. И оркестр, и все солисты – Михаил Губский (тенор, Кащей Бессмертный), Анастасия Москвина (сопрано, Республика Беларусь, Царевна Ненаглядная Краса), Борис Дьяков (баритон, Иван-королевич), Ксения Вязникова (меццо-сопрано, Кащеевна) и Дмитрий Скориков (бас, Буря-богатырь) – были в этот вечер, что называется, на высоте. Каждый из них продемонстрировал великолепный синтез владения голосом, его выразительными возможностями, дикцией, отношением к спетому слову и в целом к содержанию исполняемого, а также незаурядный артистизм.
К восторгу публики, Михаил Плетнёв дважды в течение фестиваля выступил также в качестве пианиста. Он блистательно исполнил скрябинский Концерт для фортепиано с оркестром в собственной редакции, а на закрытии фестиваля в его исполнении прозвучал знаменитый Концерт № 2 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова. За дирижёрским пультом РНО в эти два вечера стоял Хобарт Эрл – американский дирижёр, с 1991 года возглавивший Национальный Одесский симфонический оркестр, который под его руководством вышел на международный уровень.
Играя на рояле, Плетнёв буквально творит чудеса. Его игру не спутаешь ни с чьей другой. Невозможно описать словами, в чём заключается своеобразие и неповторимость исполнительской манеры музыканта. Но каждый, кто его слышал, уверена, согласится, что его игра абсолютно совершенна. Справедливости ради отметим, что Плетнёв в большей степени интроверт, нежели экстраверт в творчестве. В своих внешних проявлениях он очень строг и вместе с тем прост в той большой и мудрой простоте, свойственной лишь истинно великим художникам. Рояль Плетнёва звучит как оркестр, настолько поистине бесконечное разнообразие тембровых красок он способен извлекать из этого инструмента, у него всегда богатого обертонами, буквально завораживающего.
В своей дирижёрской ипостаси Плетнёв предстаёт не просто блистательным интерпретатором музыки, но подлинным художником-творцом. Магией своего искусства Плетнёв-дирижёр создаёт особую для каждого произведения атмосферу. Яркий темперамент, мощь интеллекта, сильная организующая воля счастливо сочетаются в его дирижёрском облике с всегда превосходным знанием партитуры, великолепной дирижёрской техникой и огромной культурой исполнения. Кроме того, будучи ещё и композитором, Плетнёв совершенно по-другому, нежели просто дирижёры, слышит музыку. Поэтому каждое выступление Плетнева-дирижёра незабываемо и ни с чем не сравнимо.
В своём многогранном искусстве Михаил Плетнёв всегда является первооткрывателем. Он никогда не идёт проторёнными дорогами и никогда не боится рисковать, стремясь открывать для слушателей новое. И за эту радость первооткрытий мы должны быть благодарны этому гениальному музыканту и руководимому им Российскому национальному оркестру, встреч с которым так ждёшь всегда.
Ирина НОВИЧКОВА