«Нечаянные радости»
Всех победителей в этой номинации объединяет то, что они – про любовь. Оказывается, без неё никак. В сериале «Комбинация», увиденном прошлой зимой, главную роль сыграл Никита Кологривый, который, похоже, сменит на «посту главного артиста России» Юру Борисова, как тот когда-то сменил Александра Петрова, сменившего, в свою очередь, Данилу Козловского. В сериале талантливого режиссёра Никиты Власова поразили не ностальгические воспоминания о прославившейся в конце 80-х группе, а энергия главного героя, рождённая его неуёмной любовью. К жене, дочке, своим солисткам, друзьям – жизни.
Среди кинофильмов особенной нечаянной радостью стал «Пророк. История Александра Пушкина» Феликса Умарова. Это неожиданный подарок нам, «старым пушкинистам», от молодых кинематографистов – показалось, что они не меньше нашего любят национального гения. А чувствуют его, может быть, даже острее. Конечно, Юра Борисов не Пушкин, но создана атмосфера любви и восхищения величайшим русским поэтом, который в фильме предстал родным и близким нам человеком.
В музыкальном сериале «Ландыши. Такая нежная любовь» режиссёр Александр Карпиловский и автор сценария Рауф Кубаев доказали, что и сейчас на военно-патриотическую тему можно создать отличное, весёлое лирическое кино. И народу нравится: 1 января выходит продолжение сериала.
А вот что получается, когда любви нет, а вместо неё – интриги, жажда рейтинга, славы, денег, показал сериал «Дайте шоу» – в нём, может быть, впервые так честно и откровенно продемонстрирована отвратительная изнанка коммерческого ТВ и многочисленных шоу типа «Пусть говорят».
Из зарубежного кино отметим британский мини-сериал Фила Барантини и Стивена Грэма «Переходный возраст» – потрясающе достоверно разыгранная история расследования убийства, совершённого подростком, трагически переживаемая безмерно любящими его родителями. Создателей я бы наградил ещё и орденом Константина Станиславского первой степени.
То, что американский кинематограф хоть и в кризисе, но жив, подтверждает сериал Тейлора Шеридана из цикла «Йеллоустоун» – «1923». Он тоже весь пропитан любовью – маститые Хелен Миррен, Харрисон Форд, Тимоти Далтон и прекрасная молодая актриса Джулия Шлепфер воссоздают незыблемый оплот семейных и всех прочих традиционных американских ценностей, в основе которых – любовь и верность.
«Фальсификаты»
Потрясли фильмы и сериалы, где чёрт-те что делают с произведениями классиков и с ними самими. Ещё шесть лет назад мы возмущались тем, что в сериале «Екатерина. Самозванцы» выдающийся русский поэт и екатерининский вельможа Гавриил Державин показан как трус и холуй, который, попав в плен к Пугачёву, униженно молит о пощаде и пишет оды самозванцу. До того подобные оскорбительные фальсификации русской истории бывали в пропагандистском западном кино, теперь и у нас, на главном канале страны, – сокрушались мы.
Характерный эпизод: тогда же меня пригласили на передачу «Добрый вечер, Андрей!» Она была посвящена как раз этому сериалу, и я, воспользовавшись случаем, высказался против оскорбительных «отсебятин», в защиту Державина и основателя Московского университета выдающегося елизаветинского сановника Ивана Шувалова (его в сериале тоже оболгали), а также уточнил, что в то время, как сериальная Екатерина крутила роман с Алексеем Орловым, на самом деле её фаворитом был Потёмкин, на что продюсер Акопов откликнулся: «А вы что, свечку держали?» Когда же передача вышла в эфир, всё, что я долго говорил про Шувалова и Державина, было вырезано (!), осталось только про фаворитов и свечку! Завершал передачу гневный спич режиссёра Дмитрия Иосифова по поводу покушения злобных критиков на свободу творчества – к киношной фальсификации добавилась телевизионная.
В этом году в сериале «Натали и Александр» фальсификаторы по бессовестности превзошли «Самозванцев» Иосифова. Здесь замахнулись на «наше всё» и его семью. Наталье Николаевне Пушкиной приписали роман с Николаем I, а великий поэт, «невольник чести», предстал жалким куколдом, подглядывающим за женой, когда с ней уединяется император. Потом Пушкина посадили в Петропавловскую крепость (чего, разумеется, тоже никогда не было), а Натали прибегает к царю в опочивальню и предлагает тотчас отдаться ему в обмен на освобождение мужа... Наглая ложь, мерзейшая пошлость, претендующая на первое место в номинации «Подлянка года».
Первый канал победил также в номинации «Разочарование года» – сценарный беспредел испортил экранизацию «Момента истины» Владимира Богомолова – в «Августе» был полностью переписан финал романа и перевёрнут его смысл. Больше месяца программа «Время» тратила дорогущие рекламные минуты, зазывая зрителей, безудержно хваля фильм, в котором был изуродован богомоловский роман. Однако был ли достигнут успех, на который рассчитывали продюсеры?
«Бесовщина года»: Владимир Мирзоев безбожно осовременил и дописал «Преступление и наказание», сделав главным и самым симпатичным героем сериала по Достоевскому… дьявола.
Неузнаваемы в экранизациях также «Авиатор» Евгения Водолазкина и «Доктор Вера» Бориса Полевого, о которых мы тоже писали. Парадоксально то, что сценаристы по воле продюсеров «улучшают» знаменитый первоисточник во имя рейтинга или сборов в прокате, но никто из перечисленных этих целей не достиг.
«Утраченная иллюзия» – сериал Жоры Крыжовникова «Москва слезам не верит…» по мотивам сценария Валентина Черных оскароносного фильма. Этот режиссёр работает разнообразно, талантливо, от него всегда ждёшь открытий, но вот на совсем необязательном ремейке он впервые споткнулся. Надеюсь, в будущем он нас ещё не раз удивит.
«Конфуз года, или Парадоксы гения» – сериал Андрея Кончаловского «Хроники русской революции» вызвал шквал критики. Всё-таки до Ильича, приказывающего отрезать палец Парвусу, а потом демонстрирующего свои причиндалы дамам и кавалерам, плавающим на лодке по Разливу, не все доросли. В сериале «фальсификата» тоже было много (о странной трактовке образа Богрова и многих других мы писали), но в конце сериала вдруг появился другой Ильич. Потрясающий кадр с больным Лениным в окне автомобиля, везущего его в последний раз в Кремль. Это уже не шнырь, приклеенный к лысине, в исполнении Евгения Ткачука, а как будто воссозданный ИИ трагический герой, с шекспировской тоской глядящий на Москву. Потом был и реальный Ленин из кинохроник, тоже абсолютно не похожий на комичного сериального шибздика. И кадры его грандиозных похорон вдруг показали, и мощную нарезку достижений социализма, который он строил. И политический фарс с элементами эротики завершился неожиданно величественным реквиемом Советскому Союзу.
В заключение отметим, что удачи киногода перевешивают конфузы – всё-таки 2025 год был ярче предыдущего. Будем надеяться, что и новый 2026-й не подкачает.