Для творчества Есенина, прежде всего раннего, характерно соединение земного и небесного, дольнего и горнего, быстротечного и вечного. Есенинская поэзия – это преломление силой поэтического слова ощущений русского человека, который напряжённо и сосредоточенно ищет свой путь в жизни, это отражение истории всей русской цивилизации, существование которой сопряжено с подвижностью, поиском гармонии, вечной неуспокоенностью, со стремлением к самосовершенствованию, с восприимчивостью к окружающим влияниям и при этом с сохранением самобытной культуры и внутренней целостности.
В школьную программу включено знакомство с несколькими есенинскими шедеврами. Конечно, это крайне небольшая часть творческого наследия поэта. Однако анализ на уроках таких произведений, как «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Отговорила роща золотая...», «Гой ты, Русь моя родная!..» позволяет поднять насущные вопросы, актуальные и для сегодняшнего дня: о судьбах страны, о миссии человека в мире, о смысле жизни.
Строки Есенина «Край ты мой заброшенный, / Край ты мой, пустырь, / Сенокос некошеный, / Лес да монастырь» оказались пророческими. Поэт наблюдал только ранние этапы гибели деревни, утраты традиционного деревенского быта, той исконной жизни, для которой характерна кровная связь крестьянина с землёй, соотнесённость его существования – трудовых обязанностей, праздников и ритуалов – с земледельческим календарём, годичным природным циклом. Утрата Россией статуса земледельческой державы привела к трагическим последствиям. Источником, благодаря которому возможно преображение пространства, является для Есенина русский крестьянский мир. Это сила, создавшая Россию, сохранившая её в годы великих бедствий, страшных невзгод и тяжких испытаний.
Воспетая Есениным «страна берёзового ситца» стала ярким символом родины для многих почитателей его творчества. Этот мир – не просто череда берёз, это одухотворённый образ мира, где в согласии с природой живут люди, ведь берёзки для Есенина – это и чувственный женский образ. Недаром лирический герой «почти берёзке каждой / Ножку рад поцеловать». Ему «Так и хочется к телу прижать / Обнажённые груди берёз».
Представление о творчестве Есенина будет неполным без знакомства с лиро-эпической поэмой «Анна Снегина» – одним из вершинных его произведений, созданным в начале 1925 года на Кавказе. В поэме, в значительной степени построенной на автобиографическом материале, раскрываются драматические страницы жизни человека в переломные моменты отечественной истории. В основе сюжета – общение лирического героя произведения Сергухи – участника Первой мировой войны, известного поэта – с крестьянами и дочерью помещицы Анной Снегиной, в которую он был влюблён в юности. Среди прототипов главной героини называют прежде всего Лидию Ивановну Кашину – владелицу усадьбы в родном селе поэта Константинове и Анну Алексеевну Сардановскую, с которой он дружил и переписывался в юности.
Есенин одним из первых в русской литературе показал трагизм Первой мировой войны:
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют ещё!
Неприятие войны выражается в активном противостоянии лирического героя действительности: «Под грохот и рёв мортир / Другую явил я отвагу – / Был первый в стране дезертир». Отметим, что Есенин, являясь санитаром военно-санитарного поезда, неоднократно выезжал к линии фронта, участвовал в перевозке и лечении раненых. Во время Первой мировой войны поэт видел мучительные страдания и смерть десятков людей, которым оказывал посильную помощь, делая перевязки, помогая сойти с поезда, перенося на носилках. Трагизм звучит и в более ранних произведениях поэта, тематически связанных с военными событиями. Здесь проявляется одна из важнейших особенностей русской классической литературы, для которой самоценной является каждая человеческая личность.
«Анну Снегину» справедливо называют энциклопедией русской жизни начала XX столетия. В ней представлена галерея образов, галерея типов: крестьяне и дворяне, воины и защитники Отечества, убийцы и стяжатели. В ней преломились события Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, революций 1917 года.
Каждый из героев глубоко индивидуально воспринимает происходящее, по-своему интерпретирует события. Мельник – наблюдатель, созерцатель, мыслитель. Его проникновенные письма никого не могут оставить равнодушным. Мельничиху серьёзно тревожат «сплошные мужицкие войны», причина которых кроется в безвластии, вседозволенности, растлевающе действующих на «неразумный народ». Для неё убийца старшины Прон Оглоблин – «булдыжник, драчун, грубиян». Однако именно такие люди получают в революционное время возможность поднять народ на борьбу. Как и другому народному вожаку, герою поэмы Есенина «Пугачёв», Прону Оглоблину уготована смерть – он погибает в стычке с белогвардейцами. Власть же получают люди вовсе без нравственных ориентиров, они легко приспосабливаются к любым обстоятельствам и везде находят свой корыстный интерес. Постигшая страну трагедия приводит к разобщённости, к трагической разорванности русского мира: Анна Снегина с матерью уезжают за границу, лирический герой – в Петроград.
Любовь, которую не могут заглушить ни различия в социальном положении, ни долгие годы разлуки, является тем стержнем, который позволяет человеку оставаться человеком, жить полной, насыщенной жизнь, сохранять свои лучшие душевные качества. Важен поиск смысла бытия, следование нравственным принципам, заложенным православной культурой. Память о светлых минутах жизни, о задушевных беседах, о чистой любви позволяет главным героям поэмы преодолеть все испытания – как моральные, так и физические. Лишь спустя многие годы лирический герой узнаёт о том, что его любовь не была безответной, несмотря на ласково прозвучавший, но глубоко ранивший его отказ. Как гимн молодости, гимн всепобеждающей любви звучат финальные строки поэмы:
Далёкие милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
Невозможно вернуть былое, реализовать иной сценарий развития событий. Но жизнь продолжается, счастье не утрачивается.