Что есть провинциальная поэзия? Обычно она ассоциируется с виршами о берёзках, золотых куполах, необъятном русском поле. Уже само слово «провинция» применительно к литературе несёт на себе негативный оттенок. Знаем, мол, этих ваших самородков от сохи… Между тем в последние годы регионы окрепли, подтянулись и всерьёз составляют конкуренцию армии столичных стихотворцев. Если лет пятнадцать назад провинциального поэта можно было легко определить по кондовым рифмам, псевдоесенинской манере письма, узости общего кругозора, то теперь ситуация кардинально изменилась. Часто именно из регионов приходит что-то свежее, интересное. Произошло это главным образом благодаря интернету. Пространство расширяется, от недостатка информации уже никто не страдает. Можно жить в глухой сибирской деревне, но быть в курсе всех литературных событий, учиться и совершенствоваться семимильными шагами. Не обязательно даже посылать стихи в редакции. Достаточно их размещать у себя в блоге – глазастые редакторы сами приметят качественные тексты и предложат их опубликовать.
Итак, перед нами четыре автора, которых так или иначе нужно отнести к провинциалам.
Светлана Чернышова родилась и живёт в Приморье, в городе с поэтическим названием Большой Камень, в котором двадцать лет отработала врачом скорой медицинской помощи. Громких литературных побед вроде бы не имеет, но в интернете довольно популярна, при этом публиковалась в журналах «Новая реальность», «Крещатик», «Урал», «День и Ночь», «Зинзивер» и др. Стихи её – очень женские, не в том смысле, что это «рукоделье», но во взгляде на мир, в ощущении своего конкретного места, присущего слабому полу.
Москвич Максим Жуков, выросший, впрочем, в деревне, уже несколько лет как живёт в Евпатории. Выбрал «провинцию у моря». Что ж, имеет право. Как ни странно, столица его не особо жаловала в плане литературных наград, а вот Санкт-Петербург – напротив; здесь он становился лауреатом конкурса Таmizdat (2007), победителем конкурса «Заблудившийся трамвай» (2012) и победителем Григорьевской поэтической премии (2013). По логике вещей – следовало бы осесть на благосклонных к нему берегах Невы, а он верен Крыму. И пишет соответственно про Крым. К сожалению, любовь автора к крепкому словцу препятствует публикации его лучших стихов в «ЛГ», но при желании любой может ознакомиться с ними в Сети. Благо от недостатка публикаций Жуков не страдает.
Наталья Ахпашева из города Абакан Республики Хакасия – самый «традиционный» из представленных здесь авторов. Обилие глагольных рифм и предсказуемость (хотя и спорная) текстов могут поначалу смутить взыскательного ценителя поэзии, однако вчитавшись, он обнаружит много интересных словесных находок, обязательно отметит музыкальность этих стихов, заинтересуется отражёнными в них эпическими мотивами. Кстати, Ахпашева награждена орденом Совета старейшин родов хакасского народа «За благие дела». Будучи кандидатом филологических наук, она не может пройти мимо народного творчества. Не пройдём и мы.
Когда Алексей Сомов несколько лет назад опубликовался в «ЛГ», его стихи вызвали недоумение у некоторых членов редколлегии. Слишком уж эти тексты ершисты, колючи. Он и сам был таким – резким, неуживчивым человеком. Работал художником-оформителем в кинотеатре, охранником, преподавателем информатики, инженером по маркетингу, дизайнером наружной рекламы, верстальщиком, выпускающим редактором газеты и т.д. В общем, сложная биография. Родился Сомов в городе Сарапул (Республика Мордовия), где и умер в возрасте 37 лет. Говорят, что он страшно пил. Но мало ли что говорят… Незадолго до смерти он прислал нам ещё одну подборку, которую мы обещали опубликовать. И публикуем, печально сознавая, что таких «неудобных» стихов он больше никогда не напишет. Ни для нас, ни для кого.
Игорь ПАНИН
Светлана ЧЕРНЫШОВА
До-женское ремесло
БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ
Свойство песка – меня искать.
Цель – отыскать везде.
Вижу его золотую стать,
прячусь в пустой воде.
Я – пуста, и вода – пуста,
вдруг не заметит он?
Но непреклонен тритон песка –
следом ползёт тритон.
Он искони собирает дань
в ленный шершавый рот:
амфоры, золото, города…
Видимо, мой черёд.
Мель огибая, шепнёшь: «Тоска,
разве здесь можно жить?»
Гребни лоснящегося песка…
И – ни одной души.
СТАНСЫ ВИЛЬЯМУ ПОХЛЁБКИНУ
1.
Когда б не кухни дивные чертоги
кем я была б? Ухабистой дорогой
в какие б меня дебри занесло?
В каких пещерах каменного века
косматой тварью, четвертьчеловеком
до-женское влачила ремесло?
Но ярким светом храмина полна
от притолоки белой до окна.
2.
Зачахший тополь, воробей на ветке.
Я воробью кричу: «Здарофф, разведка!
Рассказывай, что там, в миру, с утра?»
Он вздрогнет, от такого панибратства
сорвётся вниз. Откроется пространства
зияющая чёрная дыра.
Лечу в неё, от страха замирая, –
корм воробьиный, корочка ржаная.
3.
Гляжу на чёрный дышащий ломоть –
какую цену за него ломить
самой себе – чтоб с мёдом, маслом, солью?
чтоб слышать, как со мною говорят
на всех волнах – Поволжье, Ленинград.
Чтоб елось жадно, горячо и больно.
На кухонном столе – поля, поля.
И под ногтями – тёплая земля.
4.
Чем ближе, тем насыщенней, звончей
неистребимый дух вчерашних щей,
вдохнёшь его – пойдёшь путём нездешним,
которым вышла двести лет назад:
калитка, двор, голов капустных ряд.
Несёшь, несёшь живот отяжелевший.
И за подол цепляется мальчишка –
белёсый, крепкий, будто кочерыжка.
5.
Когда ты произносишь: «современник»,
ты следом произносишь: «соплеменник»
и эхом – «соучастник». Временник
верстаешь с ними. Пьёшь холодный кофе,
разглядываешь – и в анфас, и в профиль
пришедших соплеменников своих.
И спать идёшь. В предутреннюю синь
на кухне свет – для них – не погасив.
ЗВОНАРЬ
Не задался день – кофе сбежал последний,
на площадке сгорел электрический щит.
И ещё – не звонил колокол к обедне.
Соседки шептались:
«Запил опять звонарь, ищи-свищи.
Что за человечишко такой – убогий, зряшный,
вроде бы при боге – живи,
названивай да ликуй!»
А мне было одиноко, темно и страшно,
будто шла по колокольному языку
обледенелому. Вышла на опушку леса,
где костры, как волчьи глаза, горят.
Вижу: отпевают двенадцать месяцев
нашего мёртвого звонаря.
И лицо его снежное, и руки белые,
и подснежники бледные на груди лежат,
и ухает ночь осоловелая,
отсчитывая души его каждый шаг…
Я ему – вставай! Бог с нею,
с людской колкостью,
бог с тем, что сгорел электрический щит!
Самая жуть, когда на колоколенке колокол,
будто заколдованный, молчит и молчит!
А как дали свет – покатились волнами
леность, теплота, безразличия мягкий ил.
У окна сидела, слушала:
к вечерне звонил колокол –
ошарашенно, пьяно так… по живому звонил.
Максим ЖУКОВ
В пылу цыганских арий
* * *
Закат в Киммерии. Над городом пыль.
Скрывая похмельную робость,
Сойди на платформу, себя пересиль
И сядь на вокзале в автобус.
За окнами переместятся дома,
И перекупавшийся в море
Курортник, от скуки сошедший с ума,
Пройдёт через двор в санаторий.
И свет на домах, как пришедший извне,
Как будто описанный в сказках, –
Блуждает огонь в голубой вышине
Среди переулков татарских.
И пригород тот, что являлся во снах,
Покуда ты значился в списках,
Мелькнёт за окном, исчезая впотьмах
В пологих холмах киммерийских.
Отсюда твоя начинается быль:
Ни чести, ни славы, ни денег;
Лишь ходит по степи волнами ковыль –
Устойчивый крымский эндемик.
Как будто с Отчизной не порвана связь
И только с годами крепчает…
И та, что тебя так и не дождалась,
Стоит на перроне, встречает.
Как будто бы ты не погиб на войне,
А вышел, как все горожане,
На свет, где огонь разгребают во тьме
Татарские дети ножами.
* * *
Степь бесконечная, как смерть.
Живи в степи!
Учись на суржике трындеть, страдай, копи:
За каждый нажитый пятак – расплаты пуд.
От Евпатории до Сак – один маршрут.
В кафе, в тарелке на столе – кальмар зачах.
Ты одинок на сей земле на всех путях.
Коньяк, раздавленный, как клоп, – неконгруэнт…
Тоска – как непременный троп.
И Крым – как бренд.
И по дороге в Черноморск под шорох шин
В наушниках играет Doors:
то Doors, то Queen.
И если есть на свете Крым, то он – иной,
Где мне явился серафим и вырвал мой…
* * *
Ряды кариатид меж столиками в зале,
Где сцена, микрофон и рампа без огней;
Рояль был весь раскрыт,
и струны в нём дрожали,
И подпевал тапёр всё глуше, всё пьяней.
Ты пела до зари, как канарейка в клетке
(Надеюсь, этот штамп читатели простят).
Бухали калдыри, визжали профурсетки,
И за двойным окном луной был полон сад.
Пока не пробил час – в объедках рататуя
Танцующий в дыму ламбаду и фокстрот,
Излишне горячась, толкаясь и быкуя, –
Догуливал своё Уралвагонзавод.
Сама себе закон, в слезах изнемогая,
Ты пела о любви – всё тише, всё слабей.
Гремя под потолком и жалости не зная,
Мне голос был – он звал: «Забудь её, забей!
Не будучи знаком ни шапочно, ни близко,
Ты думал, будет с ней и просто, и легко?»
Я отвечал кивком.
«В притонах Сан-Франциско»
Наигрывал тапёр слабеющей рукой.
Тарам-тарам-тарам – в пылу цыганских арий
Поклонники её – соперники мои…
В саду был ресторан, за садом – дельфинарий,
За ними – порт и рейд, на рейде – корабли.
И дела нет важней, чем выйти на поклоны;
Нет счастья, нет измен – есть только вечный драйв,
Есть рампа без огней и дама у колонны:
По виду (и вообще) – типичная sex-wife.
Под солнцем и луной не изменяя градус,
Не требуя любви и верности взамен,
Мелодией одной звучат печаль и радость…
Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен.
Наталья АХПАШЕВА
Зёрна слов
СОРОКОВИНЗАВОДСКИЙ САД
Этот ранет посадили
вроде бы перед войной…
Как же, деды говорили,
цвёл он победной весной!
И корни-то не укрывали,
и не обрезали ветвей –
другие заботы-печали
для города были важней.
Шествовал марш пятилеток.
А детство запомнило вкус
варенья из кислых ранеток
и прелесть ранеточных бус.
Лихие года наставали.
Шальные надежды взошли.
Ранетки дичали-мельчали,
но так же победно цвели.
Бездомные люди сбредались
сюда – на траве ночевать.
Зимой свиристели слетались
мёрзлую дичку клевать.
…Стал город богаче и краше,
как не было горя-беды,
и пригород многоэтажных
теснят новостроек ряды …
Бригады пришли с тракторами.
Лебёдки взревели не в лад
и выворотили с корнями –
до деревца – старенький сад.
Вспомнят ли в зданиях новых
то, что успели забыть?
И жаль свиристелей весёлых –
не всем холода пережить...
МОЯ КУПЕЛЬ
Где тальник в прибережье вмёрз,
прорубь – чёрным на белом крест.
На Крещенье самый мороз
палестин сибирских окрест.
Не ярился январь сильней,
не синей просинец звенел –
и когда Дубенский Андрей
под острог красен яр приглядел;
и когда на новый острог
замышляя к весне набег,
в зимней ставке до срока залёг
алтысарский барс Иренек;
и когда, через двести лет,
в стороне от снежных пустынь
постигал Господень завет,
древнегреческий и латынь
гимназист Катанов… В закат
покатил семнадцатый год.
На сагайский ли, качинский взгляд,
на казацкий, кержацкий ли счёт
ничего нет надёжней, чем
сбережённой берданы бой.
Кем бы ни был, когда и с кем,
а поостерегись и свой.
…По ночной поре до сих пор
скачут – не различить лица –
верховые во весь опор.
Соловьевского бегунца
нагоняет, не может нагнать
командир Хайдар. Никогда
не воротится время вспять –
знать, последнего ждать суда.
Не тончает белая кость.
Не остыла красная кровь.
Небосвода седая полсть
на восходе разъяснилась вновь.
Босиком на край ледяной
встану, дух укрепив – принять
иордани студёной той
обжигающую благодать…
И, гляди, высоко-высоко,
исчезая в самый зенит,
в свете утреннем голубок
над Никольским храмом летит.
* * *
…И беспросветная бессонница
над разлинованным листком,
который медленно становится
ещё одним черновиком,
где между прочерком и прочерком
о счастье – прямо от руки –
упругим выведено почерком
и вычеркнуто из строки.
Не виновато, не взволнованно –
ни покаянья, ни греха…
В скупую сдержанность закована
плоть беззащитного стиха.
Ночь огорчённая истаяла –
устала зёрна слов искать.
Не успеваю к сроку набело
черновики переписать.
Чужие сказки недосказаны
и не придуманы свои.
И даже имена не названы
великолепные Твои.
Ни на один вопрос мучительный
не найден правильный ответ.
И лишь гляжу чуть-чуть пронзительней
теперь на белый свет.
Алексей СОМОВ (1976–2013)
Покуда ярок снег
КУЗНЕЧИК В ЯНВАРЕФёдору
(…А всё-таки кузнечик в январе
не то же, что кузнечик в янтаре.)
Здесь воздух сам, умноженный на ноль,
глядит умно, бесстыдно и несыто
на градусник, завёрнутый в льняной
платочек улиц, жаждущих пластита.
(Блестит кокардою городовой,
блюдя покой общины родовой.)
Пигмеи рубят мёрзлого слона,
жив-жив, талдычит мушка привозная.
Мы все горазды повторять слова,
которых от рождения не знаем.
(Прости меня, хитиновый гораций,
я рад бы умереть – и рад стараться.)
Прости мой зимний стих, он не про то,
прости длинноты и самоповторы.
Здесь нет морей, и значит, нет портов,
и спасу нет от дивных шлюх портовых.
У каждой восемь рук и восемь ног,
отныне ты не будешь одинок.
(Кузнечику беспечно и тепло,
он курит лучший в мире гидропоник,
и воздух бьётся грудью о стекло,
и воздух сам, и воздух – ну ты понял.
Поёт себе кузнечик в январе,
застывший в жирном зимнем янтаре.)
* * *
Есть птичий ад и Cтрашный суд зверей.
Ещё играет сирая свирель
как бы во сне,
но слушателей нет,
и сердце не вмещает кровотока.
А ты держись, покуда ярок снег,
зачем тебе другой неближний свет –
зимой в раю счастливая охота.
Держись во имя всех твоих врагов
на ниточках дымящих потрохов,
прихлёбывай из браконьерской фляги
за здравие прищуренных богов.
Пока свирель,
полна сама собой,
насвистывает ужас и отбой,
и стаи бронированных волков
заходят за флажки с обоих флангов.
* * *
Мальчик болен,
у его кровати –
областной консилиум святых.
По обоям скачут акробаты,
вянут осторожные цветы.
Приезжал фальшивый кирасир,
весь такой в дурацкой медной шапке,
пуговицы больно хороши,
золотая сбруя на лошадке.
Потолок жужжит, жужжит, вращается,
незнакомцы лезут, лезут в окна,
и отец зачем-то превращается
в поролонового волка.
Мальчик больше не получит троек.
Он в расположении теней
что-то важное вот-вот откроет –
лунный кратер, новый континент.
Комната наполнится озоном,
кончится ужасный рецидив,
свет навалится,
огромен и осознан,
расцветут бумажные цветы.
* * *
есть волшебный птичий нематограф
он привычный до измены до
голубекруженья и оттока
всех кровей отмены всех ходов
перемазан в саже и белилах
без примет особых без имён
в небе над москвой и над берлином
есть такой великий и немой
сам себе сценарий и механик
сам себе командует мотор
как бы ни на что не намекает
а молчит со всею прямотой
весь такой взволнованный готовлюсь
чтобы поскорее завели
ласточкиной выси нематограф
полный глубочайшей синевы
Мастерская молодых
Павел Пугачёв. Рождественское утро
Павел Пугачёв известен своими акварелями, пейзажами. Успешно работает в различных живописных и графических техниках. Член Союза художников России. Он один из самых сильных и плодотворно работающих молодых художников Волгограда. В его послужном списке ряд значительных всероссийских, международных, региональных художественных выставок. |