Родился и вырос я в 10 минутах ходьбы от Боровицких ворот Кремля. В нашем послевоенном дворе не было семьи, в которой какой-нибудь уголовничек не сидел бы в тюрьме. Например, у соседей, буквально за стеной, старшего сына Сергея расстреляли за бандитизм, дочь Шура исчезла на Колыме за хищения, бедолага Валька регулярно попадался на квартирных кражах. Только Зинка тюрьмы не удостоилась, она была всего лишь проституткой.
Так что, сами понимаете, в вопросах мата и матерщинников я – опытный консультант. И именно поэтому с тех самых пор ненавижу.
Надо сказать, со свободой слова на Руси испокон веку плоховато было. То ли дело – свобода выражений! Вот за неё мы завсегда боролись до последней капли слова. Но не будем самонадеянными. В Интернете помещён «Словарь матерных выражений», на первом месте с большим отрывом, представьте себе, англичане, мы только на восьмом. Впрочем, если к 127 русским выражениям прибавить 53 белорусских и 35 украинских, братья-славяне выйдут на твёрдое третье место, опередив романскую языковую группу.
Надо признать, нас всегда сковывала застенчивость. Мы ведь до сих пор, культурно озираясь, нацарапываем гвоздём на заборе крошечное словечко. А древние греки точно такое же слово воплощали в мраморе и дарили друг другу: дескать, фаллос с тобой! Но обогнали всех евреи, правда, древние. Некоторые из них позволяли себе такие древнееврейские выражения, что за иные полагалась смертная казнь.
Ах, если бы люди научились разумно пользоваться матом. Ведь которое уже тысячелетие воюют и воюют, воюют и воюют. Заметьте, убивая друг друга. А вот на острове Борнео испокон веку процветали умудрённые даяки. Хотя, конечно, конфликты и у них бывали. Другие бы стали изобретать водородную бомбу. Но даякам этот цивилизованный кошмар был чужд. Просто две армии выходили из своих деревень на поле брани и начинали браниться. То есть обзывать друг друга выражениями огромной убойной силы. Отвоевавшись таким манером, обе армии возвращались в свои деревни. Причём каждая в полной уверенности, что победила именно она. Правда, я как-то не решаюсь предлагать нашему генеральному штабу такой способ побеждать. А уж мы бы уж!
И откуда у нас всё берётся? Да из корней отчих. В новгородской земле нашли берестяную грамоту начала XI века. В ней некий Радослав о чём-то просит некоего Хотислава: «Не выделывайся, нехороший ты человек, будь как все, неприятное твоё лицо». Сотрудница краеведческого музея Елена Торопова категорически отказалась перевести этот изящный текст обратно на берестяной, исконный. И даже густо покраснела.
Обратим внимание – начало XI века! Так что разговоры о том, что нас научило ругаться матом некультурное татаро-монгольское иго, – утверждение антинаучное. Внёс свой вклад и Афанасьев Александр Николаевич ещё в позапрошлом веке своими «Заветными сказками». В них было такое густое обилие матерщины, что издать сказки удалось только в Швейцарии, где русский язык понимали не все. В застенчивой России эти сказки ходили тогда лишь в списках.
Уже в наше время это «своеобразие языка» тоже находило себе широкое применение. Василий Иванович Ларькин, мировой судья в мордовском посёлке Чамзинка, судебные постановления писал, придавая значение каждому слову: «Кирюхин нанёс оскорбление Волковой, что её никто не… потому она и бесится». И, видимо, для юридической ясности использовал всевозможные прочие слова, но, как вы догадываетесь, судья писал их подробно, без всяких там двусмысленных точек. А вот профессор Владимир Жельвис, так и вовсе ввёл матерщину в высокий мир науки, увековечив её в своей докторской диссертации и отнюдь не маскируя точками богатство сублимационных фонем. Его возмущённая коллега-филолог в знак протеста ушла работать на другую кафедру. Дама цитат не выдержала!
Я, правда, вот чего не могу понять. На днях был принят закон, штрафующий за матерщину. Дорогие мои, чего вдруг спохватились? С давних пор на этот счёт существует статья 158 УК (мелкое хулиганство), её никто не отменял. Например, участковый милиционер села Грачёвка Усманского района Воронежской области за год перетаскал в суд по статье 158 УК каждого пятого мужчину. Они выражались в общественных местах. Правда, впечатления это в селе Грачёвка не произвело: это что ж, в Древней Греции можно, а у нас, в Грачёвке, нельзя?
Тут, однако, вот какой нюанс. В Древней Греции матом матерились, то есть оскорбляли друга, хулиганили древние греки, а наши местные современники этим способом просто разговаривают, я бы сказал, беседуют.