Анатолий Белинский.
Отзвук времени.
– СПб.: Издательство писателей «Дума»,
2018. – 384 с.
Книга старейшего петербургского писателя А. Белинского «Отзвук времени» являет собой классический образец мемуарной литературы, так как сохраняет в чистоте все признаки жанра – это и разновидность автобиографического письма, и документально-историческое повествование, сочетающее объективную достоверность в передаче событий прошлого с их субъективной оценкой. Право написать такого рода книгу зарабатывается, как правило, всю жизнь. Анатолий Иванович Белинский действительно очень многое повидал и многое пережил – повествование охватывает и годы довоенного детства, и сегодняшние послеперестроечные времена. Он – участник войны, старейший член Ленинградской и Санкт-Петербургской писательской организации, прозаик, много лет возглавлявший редакцию художественной литературы «Лениздата».
Особенность биографии Анатолия Ивановича состоит в том, что он был знаком с огромным количеством людей из разных слоёв творческой интеллигенции Ленинграда и Санкт-Петербурга – писателями, издателями, редакторами, искусствоведами. Встречи и общение с наиболее интересными из них – В. Шкловским, В. Пикулем, Ф. Абрамовым, М. Дудиным, Н. Сладковым, Д. Граниным, В. Козловым, В. Голявкиным, Л. Рахмановым, М. Слонимским, А. Битовым, В. Курочкиным, С. Давыдовым и многими другими описаны в книге.
В мемуарах А. Белинского воплотилась отличительная черта его художественной прозы – умение передать дух времени, сделать атмосферу ушедших уже десятилетий зримой, понятной, реальной. Важно, что это отнюдь не протокольное фиксирование событий, а цепь ярких и чрезвычайно метко и весело описанных фактов. Книга читается легко, с огромным интересом. Жизнь писательской среды нашего города предстаёт в лицах, о которых рассказано неформально – иногда с любовью, с уважением, юмором, иногда – критично, с иронией, но никогда – равнодушно. Его оценка всех встреч, знакомств, событий является, безусловно, субъективной или, как пишет Анатолий Иванович, «личной», но, пожалуй, знакомство с этой оценкой и составляет главный интерес чтения. Книга включает в себя как бы две перспективы – мы видим не только события, но и личность автора мемуаров.
Многие горькие наблюдения и жёсткие оценки, высказанные в книге, обусловлены тем, что перед нами воспоминания человека, всегда жившего в соответствии со своими принципами и идеалами, я бы сказала, одного из последних идеалистов.
«Отзвук времени» начинается с рассказа о родительской семье и размышлений об истоках интереса к литературе маленького мальчика из украинской провинции, интереса, приведшего его сначала в Литературный институт, потом в Союз писателей и в руководство Лениздата. Перед нами картина становления писателя, данная как система взаимоотражений и взаимосвязей с людьми, окружавшими автора на протяжении всей его жизни.
Под стать герценовским «Былому и думам» в книге А. Белинского сохраняется основной пафос мемуарной литературы, состоящий в том, что «человек должен, выстраивая свою биографию, найти своё место в истории, прожить не случайную и для истории, и для себя самого жизнь».
Татьяна Федяева,
доктор филологических наук