Артём Комаров. Persona grata: Беседы с интересными людьми. – Саратов, 2019. – 140 с.
Как портрет человека складывается из штрихов и линий, портрет эпохи составляют воспоминания и отклики её представителей. Беседа – тот жанр, который позволяет «остановить мгновенье», зафиксировать события прошлого, сохранить в памяти образы людей. Их характеры в ходе бесед раскрываются подобно тому, как раскалывается орех. Внутри скорлупы из вопросов, мыслей, деталей – ядро и самая суть. То, что отражает мироощущение времени.
Артём Комаров побеседовал с современными деятелями литературы, музыки, театра, кино. Результатом его работы стал сборник «Persona grata», в который вошли шестнадцать интервью.
Так, темой разговора с историком и писателем, главным редактором журнала «Звезда» Яковом Гординым становится личность и творчество его товарища – поэта Александра Кушнера. Через него, по словам Гордина, «познаём мудрое равновесие мироустройства – равновесие счастья и несчастья».
В центре беседы с прозаиком из Владивостока Василием Авченко – фигура Сергея Бодрова. Актёр прославился благодаря съёмкам в фильме Алексея Балабанова «Брат», ставшем «культовым» и «знаковым», несмотря на полярность в его оценках». В утверждении «незасвеченного» актёра на главную роль Василий Авченко увидел гениальность режиссёра.
С писателем Павлом Крусановым Артём Комаров обсудил творчество Виктора Цоя и группы «Кино». Отвечая на вопрос о впечатлении, которое произвёл на него музыкант при знакомстве, Крусанов сказал: «…немногословный, пожалуй, даже замкнутый, однако исполнен достоинства и брутального мужества».
В прошлом году не стало литературного критика Льва Аннинского. При жизни он не слишком охотно давал интервью, однако согласился ответить на вопросы Артёма Комарова письменно. Теперь беседа с ним – в каком-то смысле документ эпохи. Размышляя о наследии Белинского, Аннинский признался: «…музыка эта околдовала меня настолько, что выбрал я литературную критику бесповоротно. За что всю жизнь неистовому Виссариону благодарен. Писареву тоже благодарен, но за другое: за дерзость».
Темы бесед вырастают одна из другой, словно разветвлённые корни деревьев. Задавая вопросы, Комаров побуждает своих собеседников говорить об отношении к профессии. Так, Игорь Свинаренко считает преимуществом журналистики возможность общаться с интересными людьми и не ходить каждый день в офис.
Переводчик Виктор Голышев говорит об ответственности – своей и коллег по цеху – за то, что вводится в литературу через перевод («Я не буду фашистскую книжку переводить…»). И сетует на то, что люди стали жить «более торопливо».
Поэт и публицист Игорь Панин задумывается о колоссальной разнице между идеалами прошлого и нынешнего времён: «Раньше принято было восхищаться героями, гибнущими на поле брани, землепроходцами, лётчиками, учёными, отдававшими себя науке. Словом, настоящими людьми. Теми, кто не изображал из себя какую-то величину, а был таким на самом деле. Нынешний герой – это даже не хиппи и не панк какой-то, наплевавший на свою судьбу, нет, это пронырливый и расчётливый фрик».
«В этой книге вы, возможно, найдёте ответы на собственные вопросы, сможете прочесть новые, ранее не публиковавшиеся факты из жизни ушедших кумиров – менестрелей эпохи: Геннадия Шпаликова, Иосифа Бродского, Булата Окуджавы, Ильи Кормильцева, Виктора Цоя, Сергея Бодрова, Алексея Балабанова…» – пишет в предисловии к сборнику «Persona grata» Артём Комаров. В книге читатель также обнаружит беседы с кинорежиссёром и сценаристом Романом Балаяном, актёром Александром Башировом, певцом Алексеем Глызиным, переводчиком Сергеем Ильиным, тележурналистом Александром Динесом, бардом Вероникой Долиной, литературным критиком и звукоархивистом Павлом Крючковым, певицей и композитором Алесей Маньковской, артистом игрового кино, художником и поэтом Львом Прыгуновым.
«Persona grata» обнажает целый культурный пласт и будет интересна широкому кругу читателей.