Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 сентября 2018 г.

РАЗ-ДВА. ТРИ-ЧЕТЫРЕ (рассказ)

18 сентября 2018

Константин Вихляев,
Ялта

 

В обеденной зале на стене висел приемник – ну точно ночная бабочка на обоях. По утрам из него бодрый дядька командовал: «Руки в стороны! Ноги на ширину плеч! Приготовились! Начали!». И действительно, начинали звучать волшебные звуки музыки, исторгаемые невидимым пианино и заглушаемые бравурным «Раз-два. Три-четыре». Было очень досадно, что музыка тонет в этом громоподобном «Раз-два. Три-четыре». Будто никто не может сам посчитать до четырех.

Пианист играл все мелодии в ритме марша – то медленнее, то быстрее. Даже вальсы звучали маршево, чеканно. Этот ритм укладывался в ящик моего пятилетнего сознания с легкостью собирания детской пирамидки: колесико на колесико – щелк-щелк, раз-два, три-четыре. Только последняя, верхняя деталь, похожая на большую ягоду крыжовника, надевалась на ось пирамиды туго, и не имела волшебного ритма «раз-два». Потому я и не любил ее, оставлял часто пирамиду без окончания. К тому же, если перевернуть игрушку, то колесики будут сыпаться на пол с еще более веселым звуком – «тра-та-та-та». Похоже на пулемет, из которого строчила Анка в телевизоре по белым.

А потом снова собираю: «Раз-два. Три-четыре». Жизнь на счет до четырех – ясная и понятная, потому что в ритме марша. Эта форма жизни вполне соответствовала моему пониманию мироустройства, где есть Чапаев, игрушечные солдатики, погоны деда, отставного полковника, и целая горсть золотых офицерских пуговиц со звездами, которые можно выкладывать в шеренги или в колонны, двигать по ковровой дорожке в коридоре, представляя ее дорогой. Да мало ли что еще можно сделать с такой красотой!

А жизнь и впрямь была в ритме марша. На дворе 1959-й год. Мы дружим с Китаем. На обложке журнала «Огонек» красуются китайский и советский солдат, плечом к плечу – невероятно живые и мужественные. Бабушка зачем-то собирала красочные фотографии из «Огонька» и складывала их в особую папку, хранящуюся в нижней части буфета. Этих вырезок было так много, что я еле поднимал папку, вытаскивая ее на середину комнаты.

Какое счастье перебирать красивые лица комбайнеров, доярок, майскую Москву! Среди прочего в папке было довольно много репродукций известных картин с хорошей полиграфией, и почти все на военную тему. Я просто упивался видом матроса с гранатами в Севастополе, мчащейся тачанкой, картиной «Письмо с фронта» – нравилась военная форма. Самой загадочной и непостижимой для меня была картина Верещагина «Пусть войдут». Люди с оружием, но в совершенно незнакомом белом одеянии, явно собираются что-то сделать. Воображение ничего не подсказывало, так как ни высоких зубчатых стен, ни гор я никогда не видел. Эта тайна притягивала, но ничего не объясняла.

В том же буфете стояли книги, много книг. Большинство из них я прочел позже, лет в 9-10. А в том, пятилетнем возрасте, самым любимым был сборник песен гражданской войны и революции. Затрепал я его основательно. Знал наизусть почти все песни, благодаря тому же приемнику-бабочке. Революционные марши вдохновляли меня что-то делать, с кем-то воевать, куда-то идти в поход. И я отправлялся в сад, где в июне под грушами и яблонями можно было найти множество опавших маленьких плодиков, не выдержавших ветра и холода. Головки напоминали головы людей, а тонкие хвостики – их тела. Две огромных армии строились боевым порядком в дальнем углу сада, желательно на холмистой местности (для этого использовалась земляная насыпь рядом с выкопанной ямой под компост), и начиналась кровавая сеча. Огромным ножом, стянутым из кладовки, или саперной лопаткой по очереди (чтобы было по-честному) я бросал нож, как бомбу, в гущу то одной армии, то другой: «Раз-два. Три-четыре». Разрезанных пополам выбрасывал с поля боя, пока армии не уменьшались до нескольких уцелевших солдат. Оставшиеся становились партизанами и прятались в высокой траве, нападая друг на друга из засад. Самая красивая груша была Константином Заслоновым.

Боевые действия продолжались до тех пор, пока бабушка не звала обедать. Воображая себя главнокомандующим, я шел по дорожке сада, напевая «Варшавянку» или «Орленка» и мысленно командуя себе: «Раз-два, три-четыре». Ведь ходить маршем так легко, так просто.

 

 

Тэги: Муза Тавриды Ялта Константин Вихляев
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мой город слишком человечен

    29.10.2019
  • Вчера, сегодня, всегда

    18.09.2019
  • Такова наша «Доля»

    07.08.2019
  • СМЕРТЬ БРОДСКОГО И СМЕРТЬ КОБЕЙНА

    09.01.2019
  • Семинар, проводившийся на базе Керченской молодёжной литературной студии «Депо Пегаса»

    09.01.2019
  • ЗДЕСЬ БРИЗ МОРСКОЙ ВИТАЕТ

    76 голосов
  • Вместе с правдой

    47 голосов
  • Не уйти бы от самих себя…

    31 голосов
  • ДАВАЙ ПОСИДИМ НА КРЫШЕ

    31 голосов
  • Когда не виден Млечный шлях

    28 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS