Евгений Борисов. Автопортрет на фоне снегопада: Рассказы и повести разных лет. – Тверь: Тверская фабрика печати, 2019. – 544 с.
Прозаик Евгений Борисов – уроженец города Твери. В этом городе прошли его детские и юношеские годы. Отсюда, с волжских берегов, с первых литературных опытов в областной молодёжной газете начиналось его «хождение за три моря» – в неведомый мир творческих поисков и открытий. Здесь, на тверской земле, с её богатой и славной историей, он нашёл своих героев.
Каждая эпоха «испытывает» творчество писателя на ту особую прочность, под которой понимается не пресловутый «рыночный вес», но вновь обретённое право автора на доверительное общение с читателем. Проза Евгения Борисова достойно прошла испытание временем и заслужила это право. Выходом новой книги «Автопортрет на фоне снегопада» писатель отметил своё 85-летие…
Сквозные мотивы памяти и неразрывности поколений, отчётливо заметные в ранней прозе писателя, позднее усилились новыми содержательными обертонами, в которых запечатлён богатый – и радостный, и жестокий – опыт постижения смысла человеческого бытия. Поймут ли, сохранят ли в своих сердцах идущие на смену непреходящие заветы отцов, дедов и прадедов, первый из которых – не быть и не стать Иванами, родства не помнящими? Вечные истины на то и вечные, чтобы не тускнеть от повторения…
Одна из волнующих тем творчества Е. Борисова – человек и война, где весомую роль играет и автобиографическое начало. Чаще всего тема эта раскрывается через переживания и раздумья тех, кто не воевал, но ребёнком прошёл дороги того страшного времени. Правдивый образ военного лихолетья в его рассказах пронизан тем особым чувством, которое наиболее проникновенно выразил А. Твардовский: «Я знаю, никакой моей вины / В том, что другие не пришли с войны <…> Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…» Исповедален «Крик» – рассказ-покаяние, запоздалое признание вины собственного пренебрежения к памяти. Писатель честен и перед собой, и перед героями своих книг, и перед читателями. Идеал его счастья приземлён и незатейлив: «Хотелось идти вот так, идти и думать о том, какое это счастье – жить и видеть всё – и эти сады по весне, и это ясное небо, и этих птиц, распевающих возле своих скворечников. Просто жить и знать, что всякой жизни – и твоей, и всех, кто живёт на земле, – есть, должно быть продолжение». («Созревала клубника».)
Строки эти написаны в 1970 году. Но разве мы не тоскуем в нынешнем дешёвом гаджетовом раю об уютном, наполненном добротой мире, который почти исчез из нашей реальности?
В новой книге три повести дополнены двумя десятками рассказов, написанных прозаиком в разные годы. Малой форме повествования писатель платит дань ещё со времён своей журналистской работы. Это ёмкая и чрезвычайно вариативная форма. В неё помещается вся жизнь – и порой достаточно всего одного эпизода, промелькнувшего личного воспоминания о случайной или неслучайной встрече, а в итоге – светлая, облагораживающая печаль по поводу безвозвратно уходящего времени: «Как велика и как коротка на земле наша жизнь! Вся жизнь и каждая минута…» («И каждая минута…»)
Сюжеты произведений Е. Борисова – неторопливы, насыщены красноречивыми деталями и выразительными штрихами быта, колоритными пейзажными описаниями, отнюдь не перегружающими повествование. Язык его прозы энергичен, естествен, подчёркнуто традиционен, без искусственных красивостей. Всё это как нельзя лучше помогает писателю выявить, раскрыть, объяснить (не прямолинейно, конечно) всё многообразие и духовное содержание жизни с безграничностью её оттенков, с впечатляющей галереей метко обрисованных человеческих характеров, нравственная крепость которых испытывается не трагедиями, а будничными ситуациями: «…В то утро пробудился Павел Акимович со странным ощущением, будто кто-то позвал его… Ни слов, ни голоса слышно не было, но ощущение – что кто-то зовёт – осталось… Неожиданно громко в этой утренней майской тишине над деревней прокатилось знакомое конское ржанье. Столько радости, столько удали было в этом призывном кличе, что Павел Акимович вмиг, как по команде, вскочил с кровати… То, что в следующую минуту увидел он с крыльца, было неожиданно и прекрасно. Там, у реки, над зеленеющими по весне лугами, над белыми космами прилёгшего у берега тумана, будто плавая в нём, гулял красавец-конь. Ярким, до боли в глазах, начищенным колесом катилось за ним восходящее майское солнце. И такая звенящая синь, такая чистота разливалась вокруг – скачи в любую сторону, а конца этому раздолью не будет!» («Последний конь Селиванова».)
Присущий писательской манере Е. Борисова психологизм нередко усиливается то аллегоричностью, то экзистенциальной нотой. Ключевой в этом отношении можно назвать заглавную повесть «Автопортрет на фоне снегопада», где, ко всему прочему, удивительно лирично воплощена и давно забытая производственная тема. В натуре главного героя – художника Арефьева – сталкиваются энергия и усталость, жажда поиска и рутина; он словно тонет в окружающей повседневности. Однако в итоге, несмотря на метания и сомнения, Арефьеву удаётся погасить гложущую его тревогу, разбудить в душе весну, и он готов реализовать грандиозный замысел – написать парадоксальный автопортрет, где нет самого творца его. Но в этой картине есть «и прошлое, и настоящее, и завтрашний день…» и те, без кого «нельзя представить… самого художника»…
На обложке изображено постепенно засыпаемое снегом символическое древо жизни. Белый снег приходит как непреложная истина, как знак света, веры и обновления. Он подобен чистому листу бумаги, на котором можно написать историю рода или продолжить её. И потому писатель обращается к сыну и внуку:
У этой книги нет конца,
Но есть надежда у отца…
Вы – продолжение моё,
И вам дописывать её.
Перевернув последнюю страницу, веришь: допишут и продолжат. Непременно.
Александр Бойников,
г. Тверь