Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 июня 2023 г.
Литература Стихи Юбилей

Разговаривать с Богом в отсутствие Бога

16 июня 2023

Юрий Беликов

Родился в городе Чусовом Пермской области в 1958 году. Автор книг «Пульс птицы», «Прости, Леонардо!», «Не такой», «Я скоро из облака выйду». Обладатель Гран-при и звания «Махатма российских поэтов» (Алтай, 1989), лауреат премий – имени Павла Бажова (2008), имени Алексея Решетова (2013) и премии «ЛГ» имени Антона Дельвига «За верность Слову и Отечеству» (2014). Открыватель талантов, лидер движения «дикороссов» и составитель книги «Приют неизвестных поэтов», а также антологии русской поэзии трёх веков «Сады и бабочки». Генрих Сапгир называл Юрия Беликова лёгкой бабочкой и поэтом весомым, Ольга Ермолаева – голосом чистой, сильной и красивой провинции, Андрей Вознесенский углядел в нём «талант шамана, заклинателя и пророка», а Евгений Евтушенко включил стихи Юрия Беликова в проект «10 веков русской поэзии». Отмечен наградой общественного признания – орденом Достоевского I степени. Живёт в Перми.

Стихи совершеннолетнего

Мне шестнадцать. Я – вождь тонкокожих.

Глаз щенка, что подбит каменюкою, –

мой, взирающий сквозь человека,

левый, вправо скатившийся глаз...

Я землёй заживляю берёзы.

А топорики вслед улюлюкают:

– У! Людишек худых уличитель.

Полюбуйтесь: он дерево спас.


Углежжение и Подъеловик,

Лисьи Гнёзда мне дали слово

и на сцену Перми отправили:

– Ты носы-то им там утри!

Мне заслуженная артистка

аплодирует – Мосолова,

а могла бы не аплодировать,

потому что она – в жюри.


Мне шестнадцать. И в школьном спортзале,

как огромные апельсины,

пролетают мячи баскетбольные

и канаты – как косы девчат.

Мне шестнадцать. Хочу пошататься

по нехоженой мною России,

а мой голос ведут коридором,

чтоб озвучивал нудный парад.

– Эй, Шаляпин! Из строя выйди.


Ты давай, Левитан, скомандуй:

«Лоботрясы, марш постригаться!» –

военрук изгаляется. Но

говорю я: «Шагал бы, дядя,

на веранду пилить Миранду!

Ну а мы не пойдём постригаться,

как заметил однажды Махно».


Нам шестнадцать. Не будет запроса.

Ни – на царство, как Мишу Романова,

ни – Гайдаром – на полк безголовых,

а когда отдадут приказ –

лоботрясов былых – да в батьки –

из медвежьих берлог выманивать,

то и в батьки не нас назначат.

Слава Богу, опять не нас.


Отчего же меня сотрясают –

от каких таких тайных тягот? –

удушающие внезапно

спазмы слёз, чей источник скрыт?..

Что любовь моя на год старше?

Или то, что я младше на год?

Или участь всего поколенья

говорит о себе навзрыд?


Река Великая

Переплываем…

С ляхом, ливонцем, тевтонцем, варягом, мамаем,

дьяком из Чудова монастыря, референтом из МИДа

реку Великую, может быть, и не великую с виду –

каждый свою, но об этом покуда не знаем.

Что там белеет на том берегу над рекою Великой?

Псковский ли кремль? Или брезжат виденья другие?

Яму, боярин, с цепями пудовыми в Ныробе, ох, не накликай!

Руки – как гири, ноги – как гири.

Кто-то сухим из воды уже этой выходит,

кто-то – на дне, кого-то срезает теченье...

Тело моё то и дело от судорог сводит.

Так и плыву – коченея.

Переплываем… Стучит по вечерней равнине

поезд – связной безымянных российских окраин,

в речках которых полощут бельё и поныне.

Те ли мы речки, плывущие, переплываем?

Может, когда-нибудь – в хосписе или в дурдоме –

реку припомним, в какую плевали, блевали?..

И пред иконой икнётся нам в смертной истоме,

что мы взаправду Великую переплывали?


Вторжение нежити

Мать повелела снять часы настенные:

добро бы шли, а то давай маршировать.

– А зеркала?.. В них сполохи военные!

Страшенные... – пророчествует мать.


Часы снимаю, зеркала снимаю –

я больше ничего не понимаю.

Мне чем-то надо успокоить мать –

часы снимать и зеркала снимать.


Земля опять не круглая, а плоская...

Мать кран закрыть забыла не впервой.

А из него – водица-то – днепровская,

хотя водозабор-то – чусовской.


А может, это вкрался скомороший,

облыжный мир, находчив и удал,

и – вот вам: ни часов и ни зеркал,

и блазнится ему «А я – хороший!»?


– Сынок, ты видишь человечка красного?

Он бьёт меня, он юркнул под кровать...

Твоя ли Черногория здесь клацнула,

Марат*, мою не пощадивший мать?


Война – вдали. Но близится безумство

у матери от скрежета трезубца,

и красный человечек, бьющий мать,

кого-то должен мне напоминать?..


Неужто царь наш Алексей Михайлович

указ дремучий оглашал зазря,

чтоб всяк пресекновен был Насмехайлович.

У, чароплёты! Нет на вас царя.


Не лепо ли ны в братскую могилу

взаимно изводить живую силу?

...Открытый кран срывается на вой.

Вокруг всё больше силы неживой.


Вой

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

Александр Пушкин


Все поют, даже бесы – и те.

Попадать умудряются в ноты,

занимают в эфире частоты,

голосами сладчайшими – что ты! –

где бы ни было, главное – где,

извергают свои нечистоты.


Хоры ангельские присмотря,

делят роли: кто – прима, кто – втора,

станут хором Турецкого скоро,

поелику бесовская свора

не протиснулась в исповедь хора

Валаамского монастыря.


Может, бесы не так и страшны –

тем, в кого подселились когда-то.

Разве матушка в том виновата?

Синеглазыми были сыны,

а теперь их глаза зелены –

детки сами изнурены

оттого, что они – бесенята.


Бес, он чтит свой шесток: «Сахарку...» –

не запросит пуд соли в нагрузку,

а вот лучшую мамину блузку...

заприметит, коль дашь ему спуску.

Харкну в беса, а он и харчку

рад, как будто жемчужному сгустку.


Ты луди, да гляди, лудоман –

не увязни в житейском кроссворде,

если матушка: «В дурку, шайтан,

вздумал сдать меня?! – скалкой по морде.

Но не тщись паковать чемодан –

не тебе ль Достоевского дан

да ещё первой степени орден?


Заслужи. Подтверди. Перечти

«Карамазовых» да «Идиота».

Твой дружок, Терминатор почти,

нож тебе подарил для чего-то.

«Волк» – по лезвию. Мол, не сочти...

Как же... Как же... Высокая нота!


То не ангелы – бесы поют.

А при Пушкине жалобно выли.

Достоевскому рыла явили.

Как их нонче-то разпознают

среди певчего скопища: вы ли?..

Пел да пел бы, но выбора тут

нет, похоже. Завою. Впервые.


Ученический мелок

То ли Бог, то ли вставший у горла комок.

Отчего же рассыпано вроде приманки:

– Ты давай привыкай, научайся, милок,

разговаривать с мамкой в отсутствие мамки.


То ли щиплет за печкой лучину сверчок,

то ли ноет, как зуб на морозе, фрамуга:

– Ты давай привыкай, научайся, милок,

разговаривать с другом в отсутствие друга.


А милок

ученический держит мелок

и выводит по небу смиренно и строго:

– Научаюсь... Неужто приблизился срок

разговаривать с Богом в отсутствие Бога?

___________________________________________________________________________________

* Речь о галеристе Марате Гельмане (признан иноагентом в РФ),

набедокурившем со своими красными человечками в России

и осевшем в Черногории. – Прим. авт.


Поздравляем Юрия Беликова с 65-летием!

Желаем крепкого здоровья и новых строк!

Обсудить в группе Telegram

Юрий Беликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS