Писатель, выпускница ВЛК Литературного института им. А.М. Горького Танзиля Амирхан рассказала «ЛГ» о своей повести и поделилась размышлениями о том, какая литература необходима для формирования полноценной личности.
– В книге «Потерянная надежда отца», вышедшей в прошлом году, рассматриваются ключевые аспекты отношений между родителями и детьми. При этом произведение освещает и непростой период для нашей страны – СВО. Можно ли утверждать, что основная идея книги заключается в том, чтобы показать: настоящая любовь к стране начинается с любви в семье?
– Да! По-моему, семья – это священный очаг для души ребёнка, где пробуждаются первые искорки любви и тепла.
Именно поэтому через всю свою повесть красной нитью я провела трепетное отношение моего главного героя Алексея к своей матери. Он с жалостью признаётся себе, что потерял маму и уют с момента появления прислуги в доме. Когда в семье возникает разногласие, Алексей страдает. Корит себя, что виной тому стал он сам.
А если глубже взглянуть на историю появления отца персонажа книги в Москве, можно сделать выводы, что не один Алексей виноват в разладе семейной идиллии. Как образованный человек, он анализирует эпизоды прошлого, особенно касающиеся деда по отцу, которого Алексей не находит в доме однажды утром.
Алексей с нежностью оберегает семейные реликвии, найденные в шкатулке деда. Рассматривая фотографии деда в военной форме, с медалями на груди, он гордится им и хочет стать похожим на него. Повзрослев, Алексей подсознательно ищет утраченный семейный очаг и добрые родственные отношения «на стороне». А создав семью, обретает тот потерянный уют, заботу и любовь. Уезжая в Донбасс в качестве волонтёра, он частично добивается своей подсознательной цели. Почему подсознательной? Потому что его душевные терзания сыграли свою роль в соответствующую минуту – в начале СВО. Он отказывается от друзей, убегающих из страны, даже от родителей, которые хотят увезти его в Стамбул, чтобы уберечь от возможной мобилизации.
Внутренний конфликт ребёнка (а он зарождается в основном в семье) является движущей силой в жизни Алексея.
– У вашего персонажа есть реальный прототип или вы создали идеализированный образ героя, образец, в котором нуждается молодое поколение?
– Есть два реальных прототипа: Алексея и его отца. Я вначале нашла отца. Это было в 2000 году. Во время обеда мой коллега поделился своим мрачным настроением. Он рассказал, что его одноклассник оказался настоящей мразью, сбежав от пожилых родителей более десяти лет назад, и не вернулся даже на похороны матери. Когда его отец, измождённый нищетой, всё-таки нашёл сына, тот выставил его за дверь в первую же ночь.
А с началом СВО я «обнаружила» этого убежавшего сына. Проследила за судьбой теперь уже взрослого и всемогущего взяточника. Как же мне стало отвратительно! Но видит Бог – он всё это заслужил. И Алексей, добрый, честный парень, – его сын. Слава богу, неродной. И это выяснилось тоже после начала разлада в семье. Ну и так далее, всё как в повести.
– Вы себя называете патриотом. А какую роль, по вашему мнению, играет патриотическая литература в формировании национального самосознания?
– Я патриот до мозга костей. Скорее, это формировалось в семье, где я ежедневно общалась с родственниками – старшими братьями отца, которые вернулись с Великой Отечественной войны инвалидами. Трое остались лежать на поле боя…
О патриотической литературе: я считаю, она необходима для формирования полноценной личности. Я ребёнок Советского Союза, и в наше время мы не представляли себе обучение без «Тимура и его команды», или «Повести о настоящем человеке», или «Сына полка» и другой литературы.
При этом мы не сомневались в правдивости истории. Инакомыслящих среди нас не было. Патриотизм вливался в душу ребёнка с молоком матери. Поэтому я люблю Родину, как свою родную маму!
– Несколько лет назад вы стали слушателем Литературного института имени Горького. Полагаете ли вы, что творческие способности можно улучшить, учась у опытных писателей? Не опасаетесь ли вы, что при этом можете утратить свою уникальность?
– Да, я стала слушателем курсов в 2021 году. И благодарю судьбу, что решилась на такой отчаянный шаг уже в зрелом возрасте. Только получив диплом о переподготовке, я наконец почувствовала себя писателем. И в этом большой вклад моего мастера – Александра Юрьевича Сегеня, за что я его часто вспоминаю и благодарю. Я жадно осваивала заданный материал по всем предметам, которые дополняют друг друга.
Я считаю, если уникальность дана от Бога, то это можно только шлифовать дополнительным обучением, а не терять. Поэтому я благодарна всем преподавателям, коллегам, с кем свела меня судьба на этом пути. Они мне привили уверенность, профессионализм и самодостаточность.