
Любая трансформация – болезненный процесс. Когда преобразуется большой сложный мир, переходные состояния бывают ещё болезненнее. Если к тому же крупные игроки без устали вооружаются, а у конкурентов привычного гегемона крепнет уверенность в силах и растут желания, процесс становится ещё и очень опасным.
Последние недели выявили новый ряд трещин и разломов на этом переходе. В США Дональд Трамп закрепил лидерство в Республиканской партии и подтвердил весомость своей заявки на президентских выборах в ноябре. Действующий хозяин Белого дома в обращении к Конгрессу, касаясь основного разлома, заверил в отношении Украины: «Мы не отступим», но американских солдат там не будет. В России замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев показал на Всемирном фестивале молодёжи карту, по сути, передела Украины. Большая часть на карте у России, но отдельные земли достались Венгрии с Румынией и Польшей – такая у нас «геополитика». Попутно альянс НАТО прирос Швецией, стало 32 члена – состав ровно удвоился с момента распада СССР в 1991-м, когда их было 16.
В контексте трансатлантических консервативных связей лидер Венгрии Виктор Орбан в пятницу встречался с Трампом во Флориде. В Вашингтон Орбан тоже заехал, но отнюдь не к Байдену, с которым вообще не встречался с глазу на глаз ни разу. Орбан выступил в ультраконсервативном фонде «Наследие», а там сейчас готовят радикальные перемены в политике и кадры в расчёте на президентство Трампа.
Ещё штрих: Госдепартамент покидает гранд-дама переворотов на Украине Виктория Нуланд. Её агрессивные предложения перестали получать поддержку начальства, хотя сложно поверить, что столь фанатичный кадр хлопнет дверью. Интрига скорее в том, где Нуланд может пригодиться.
Европу тоже потряхивает от разного рода противоречий, их катализатор та же Украина. Президент Макрон то рассматривает отправку сил НАТО воевать против России, то не рассматривает. Германские генералы обсуждают планы нанесения ударов по Крымскому мосту, а канцлер Шольц опровергает это в пику им и Макрону: ни НАТО, ни страны ЕС не отправят сухопутные войска на Украину, заявляет он. Споры о степени её поддержки ширят раскол во всей европейской повестке.
Зато у нас, если верить на все сто центральным телеканалам, и единение, и позитив. Смотришь и думаешь: никогда так хорошо не жили! Не зря граждане (с юмором у нас уж точно порядок) просятся в Россию «Первого канала» или «России 1». Каково всё на самом деле, судить труднее. Как долго могут сосуществовать параллельные реальности, непонятно. Что будет, если столкнутся, – варианты разные.
Однако извне текущий российский порядок поддерживает укрепление «сильных лидеров» в других странах – от Китая до Индии, Турции и вскоре, возможно, США. После выборов в Европарламент в июне в Брюсселе могут появиться «решительные» силы, которые не станут рассусоливать с проблемами. Упадок и «закат» Запада, о котором писал немецкий консервативный националист Освальд Шпенглер в 1920-е годы, они могут «развернуть» ультраправыми режимами, как это произошло в те времена. С известными последствиями, в частности Второй мировой войной.
Мир трещит и ломается по линиям напряжений. Что проявится в глубине разломов, может немало ужаснуть нас. Худшее не является неизбежным, но прорисовывается всё чётче.