Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 марта 2023 г.
Литература Библиосфера

Разноголосый монолог

22 марта 2023

Наталья Рубанова. Русский диссонанс. От Топорова и Уэльбека до Робины Куртин. Беседы и прочтения, эссе, статьи. – СПб.: Лимбус-пресс, 2023. – 518 с. – 1000 экз.


Наталья Рубанова – один из наиболее легкокрылых (в хорошем смысле) русских авторов и одновременно самых сложных. Нелинейная организованность её художественных текстов, как правило, оттеняется щедрой звуковой оркестровкой, прихотливостью фонетики; стиль для писательницы совсем не пустой звук, и выверенная до мелочей дисгармония – первейшая примета его.

Сейчас же время весомое, грубое, зримое, способное подрубить пропеллер всякому Карлсону: к земле, земляне, к земле. Оттого симптоматично, что у Рубановой в 2023 году выходит не художественная проза, но сборник эссе, статей, интервью и прочего – и в случае с этим автором подобный жест отчасти сравним с переходом от «поэзьи вдохновенной» к «презренной прозе».

Если сборник нонфикшена носит музыкально-литературное название «Русский диссонанс», отражающее её художественные принципы, – означает ли это, что писательница перенесла свои стиль и художественные принципы и в нонфикшен? И не противоречит ли это самой природе нехудожественного текста?

Да, таковой перенос во многом наличествует. Но не механический. Всё несколько сложнее.

Итак, книга «Русский диссонанс» вполне оправдывает своё название. И дело здесь не только в уже упомянутом жанровом «разноштилье», хотя сборник действительно включает в себя многое – от травелогов до рецензий. И не только в том, что тексты друг с другом в единый поток не сливаются, образуя, натурально, диссонанс, а не какофонию. Важно и другое: играет-пишет-аранжирует по-разному здесь сам автор, собирая из вороха малых текстов нечто единое и при этом сложное. Наиболее наглядно подобный подход проявляется в первой части книги, где Наталья Рубанова выступает в роли интервьюера.

Во-первых, велик временной размах: дистанция от интервью с Ириной Печерниковой до разговора о «Парижских мальчиках в сталинской Москве» Сергея Белякова – пятнадцать лет. Иных собеседников Рубановой, увы, уже нет с нами, и тогда после интервью идёт некролог. А иные – далече, совсем далече.

А во-вторых, всякий раз сознательно меняется и «лирический герой» интервью. Триада искусств, интересных Рубановой в первую очередь, такова: театр, музыка и литература. В разговорах с людьми театра она выступает в роли заинтересованного, но сдержанного ценителя драматургии, хотя в её репликах порой сквозит некая тревога за судьбу современной российской сцены. А собеседникам из мира музыки (Веронике Долиной, Елене Камбуровой или Полине Осетинской) Рубанова подыгрывает незаметно, но профессионально и со знанием дела. Так в ансамбле работает ритм-секция – его незаметная, но важная часть.

Самое интересное происходит, когда Наталья Рубанова беседует с литераторами. Интервьюер пышет энергией, провоцируя собеседников на эмоциональную реакцию. Приём не самый распространённый, но он работает: люди раскрываются, и интервью становятся небанальными. Великий и неистовый Виктор Топоров закусывает удила и атакует в ответ. Людмила Улицкая из благодушной превращается в железную, а Денис Драгунский становится игриво-саркастичным. Те же из писателей, кто находится с Рубановой на одной волне (Андрей Бычков, Алина Витухновская), принимают правила игры, и интервью превращается в рассудительный диалог.

Что ещё? В книге много от новых французов и очень много – Уэльбека и от Уэльбека.

Во второй части «Русского диссонанса», во многом состоящей из эссе, зарисовок и травелогов, Рубанова совсем классическая – если это определение вообще применимо по отношению к её творчеству. Это её Санкт-Петербург, Венеция, Индия, даже пандемия (это тоже травелог, но внутренний) – далее везде.

Есть в книге и рецензии. Часто они строятся так: Рубанова находит неожиданный образ, аналогию, махочку-чёрточку – и из этого вырастает неожиданная трактовка той или иной книги. Так, «Елтышевых» Романа Сенчина она сопоставляет с «Догвиллем» фон Триера – аналогия сколь неочевидная, столь и оригинальная.

Последняя часть книги – смешанно-автобиографическая. Обратные интервью здесь работают как манифесты, знакомят читателя с творческими принципами автора и его эстетической позицией. Завершают же книгу импрессионистские заметки на полях собственной будущей биографии, напоминающие по структуре «Я сам» Маяковского.

Про книги схожего жанра зачастую говорят: энциклопедия творческой жизни за такой-то период. Но «Русский диссонанс», скорее, – авторское либретто. Либретто к нашей общей «жизни в искусстве» за последние пятнадцать лет. И одновременно, простите за оксюморон, разноголосый монолог о времени и о себе.


Тэги: Книга
Обсудить в группе Telegram

Иван Родионов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Помогай Бог!

    10.06.2024
  • Петергофочувствование

    12.12.2023
  • Найти свой остров сокровищ

    08.12.2023
  • Отвергнутая чаша сна

    19.11.2023
  • Высокий, ясный, достойный

    07.04.2023
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Испытание оттепелью

    139 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
  • Листая века и виденья

    75 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS