«Пространством и временем полный...» – адресуя мандельштамовскую характеристику герою данной заметки, хочется добавить к этой формуле: «И – памятью и мудростью…» Профессор, доктор филологических наук, литературовед и критик, заведующий кафедрой новейшей русской литературы Литературного института им. А.М. Горького (конец 1980-х – начало 1990-х), прозаик, поэт…
Вот как сам Вадим Евгеньевич рассуждает о сущностных проблемах бытия и памяти: «Ремарковской дихотомии «Время жить и время умирать» явно недостаёт среднего, связующего звена: «Времени вспоминать». Это – промежуточное – состояние подступает сегодня к горлу как некая объективная, онтологическая потребность. <…> Время воспоминаний – особый период жизни, быть может, даже более интенсивный, чем все другие. Когда прошлое переживается заново, но уже в полноте обретённого опыта и понимания». Это цитата из книги воспоминаний Вадима Евгеньевича «Уплывающие берега, или Время вспоминать».
В мемуарах, посвящённых памяти отца, автор рассказывает о своём времени и о себе – о войне, эвакуации из Москвы, жизни в столице Киргизии – тогдашнем Фрунзе, а теперешнем Бишкеке, о московском бытии и быте времён оттепели, застоя, перестройки, в первую очередь о быте научном и литературном, связанном с работой автора мемуаров в ИМЛИ и редакции журнала «Дружба народов», сотрудничеством с «ЛГ», журналами «Вопросы литературы», «Знамя».
Предпосланный основному тексту воспоминаний жанровый подзаголовок «Опыт рефлексии» представляется неслучайным. Сквозь канву «пространством и временем полного» жизнеописания, которое вбирает семейные истории, портреты людей и встречи, размышления о профессии, зарубежные впечатления, зарисовки, исполненные доброй иронии и юмора (столь свойственных Вадиму Евгеньевичу), проступает образ самого автора-мемуариста, чутко вслушивающегося в шум и «подземный гул» времени…
Но «Уплывающие берега» – это книга, которую пишет замечательный учёный-филолог, и читатель с первых страниц осознаёт это: вступительная глава «О свойствах жанра» – образец литературоведческого осмысления бытования биографического жанра вообще и мемуаров в частности, где наукоёмкость и типологический подход сочетаются с истинно «ковской» доверительностью интонации и простотой. Чтение, вне всяких сомнений, полезное и для широкого читателя, и для специалистов в теории и истории литературы, в том числе и в контексте новомодно заимствованной проблематики разграничения литературы на разделы «фикшен» и «нон-фикшен».
Этапными для отечественного литературоведения становились публикации многочисленных книг и статей Вадима Евгеньевича Ковского о русской литературе XX века, в частности выход в свет монографии «Реалисты и романтики», исследований, посвящённых жизни и творчеству Александра Грина, Исаака Бабеля. Следует признать – и в этом нет ни малейшего преувеличения, – что для современных гриноведов и бабелеведов именно научные работы Ковского являются основополагающими, фундаментальными.
Перечень научных и творческих ипостасей Вадима Евгеньевича Ковского представляется неполным без ещё одного уточнения, очень значимого: мудрый наставник. Под его научным руководством, например, состоялась защита первой в России диссертации, посвящённой поэзии Иосифа Бродского, одного из первых в стране исследований жизни и творчества поэта-акмеиста Владимира Нарбута. Именно Ковский выступил в качестве рецензента вышедшего недавно тома нарбутовской поэзии, прозы и переводов.
Вадим Евгеньевич продолжает созидать: завершена книга, в которой автор размышляет на актуальные исторические, литературные и общественно-социальные темы; идёт работа над монографией о Бабеле.
А ещё Вадим Ковский пишет стихи. Вот, например, эпиграф, предваряющий его мемуары «Уплывающие берега…», строки, в которых улавливаются отголоски и пушкинской «Телеги», и фетовских «Вечерних огней», и заболоцких «Светляков», и гул мандельштамовских «тяжёлых волн», но интонация – своя, неповторимая, «ковская»:
«Мгновенье, стой, не уходи!» –
душа, я помню, восклицала,
и даль ещё границ не знала,
а жизнь – разгадки впереди…
Нам ветер полнил паруса,
и взмаху вёсел было тесно,
и стайки слов под днищем текста
ещё сулили чудеса…
Но уплывают берега,
приметы мест, огни причала…
Как даль близка! Как мчит река
туда, где брезжит свет финала!..
Вадиму Евгеньевичу Ковскому исполняется 85 лет. Хочется пожелать юбиляру крепкого здоровья, многая лета и – новых книг! Пусть все замыслы воплощаются наилучшим образом и автор, натрудивший в морях писательства полотно текстов, многим знанием, памятью и мудростью полный, благополучно и неизменно возвращается к родным берегам.
Роман Кожухаров,
кандидат филологических наук
«ЛГ» присоединяется к поздравлениям и пожеланиям в адрес юбиляра!