Сейчас, когда в значимых для нас странах наступило время перемен, особенно интересно мнение профессионала, которому «поля битвы» хорошо знакомы. Вопросы о событиях в братской Белоруссии, а также в Соединённых Штатах мы задали известному российскому журналисту Илье Колосову.
– После ухода с российского ТВ вы работали в Белоруссии, как вы оцениваете ситуацию на информационном поле братской страны? Какими вам видятся перспективы разрешения белорусской драмы?
– После дефиле Александра Лукашенко в бронежилете и с АКМ многие уже заговорили о фарсе. Однако для тех, кто воспринимает белорусские проблемы как свои, происходящее, безусловно, является драмой. Я в течение трёх лет, с 2015 по 2017 г., вместе с коллегами делал главную аналитическую программу на втором Общенациональном Телеканале Беларуси (ОНТ). Нельзя сказать, что мы были совершенно свободны в оценках, но в сравнении, например, с подцензурным российским ТВ наша программа выигрывала. Теперь же информационно-аналитическое вещание больше напоминает агитку. Что не удивительно, поскольку формирование контента происходит при помощи российских специалистов.
Телеканалы уже месяц убеждают аудиторию в том, что на страну вот-вот нападут поляки и что ОМОН действует в интересах народа. Представьте недоумение, а подчас и возмущение обывателя, который слышит всё это и сравнивает с новостями из интернета.
– А разве крайне интенсивно работающая в интернете пропольский канал NЕХТА не агитационный и пропагандистский ресурс?
– NEXTA является ещё одним ярким примером того, как власти на ровном месте создали себе проблему. Не нужно забывать, что основателю канала Степану Путило (Светлову) всего 22 года и он был вынужден уехать в Польшу после того, как власти предъявили ему обвинение по статье «Оскорбление президента». Якобы некая гражданка была возмущена роликом в «Ютьюбе» и написала заявление в милицию. В результате этой своей активности спецслужбы получили очень сильный информационный канал, который, по сути, координирует действия всех тех сотен тысяч людей, кто недоволен происходящим в Беларуси. Да, NEXTA не является объективным СМИ, столь же предвзят, как и госканалы. И противостоять ему теперь можно только объективной и качественной журналистикой, которую нынешние белорусские идеологи делать боятся и, по большому счёту, не умеют.
– В чём причина кризиса?
– Череда грубейших ошибок действующей власти привела в итоге к потере какого-либо пространства для манёвра. Все её действия, начиная с арестов политических оппонентов и заканчивая объявлением невероятных результатов голосования, обеспечили высокий уровень общественного возмущения. Таким образом, в течение каких-нибудь трёх-четырёх месяцев белорусские власти своими руками создали то, что четверть века тщетно пыталась сделать оппозиция – мощный общественный протест. Уже которое воскресенье подряд на минских улицах собираются сотни тысяч людей и требуют отставки Лукашенко и новых президентских выборов.
– На кону не только судьба Лукашенко, а судьба Белоруссии, союзного государства.
– Я считал и считаю Александра Лукашенко сильнейшим публичным политиком на постсоветском пространстве. По крайней мере, так было до нынешней избирательной кампании. Трудно также переоценить роль Лукашенко в создании независимого белорусского государства. Однако его стратегическая ошибка состоит в том, что он недооценил фактор времени. Будучи вновь избранным на пост президента в 2015 году, он не задумался о неизбежности передачи власти. За это время можно было не только подготовить преемника, но также внести изменения в конституцию, перераспределив полномочия между президентом, правительством и парламентом. Если бы это было сделано тогда, то сейчас не было бы так тревожно.
– После Белоруссии вы работали в США, где тоже высокая политическая турбулентность, чем там заминировано информационное поле?
– Тот год, что я провёл в Вашингтоне, был намного спокойнее, чем сейчас. Нападки на Трампа со стороны демократов ограничивались обвинениями в злоупотреблении властью и созданием препятствий расследованию, которое проводил Конгресс. Теперь всё гораздо серьёзнее. Создаётся впечатление, что политический истеблишмент, который так и не принял чужака Трампа, инспирирует проблемы, осложняющие его переизбрание. Волна BLM (движение «Жизни чёрных важны») как раз из их числа. Если говорить о работе «Голоса Америки», с которым у меня был годовой контракт, то следует заметить, что к темам внутренней американской политики там относятся очень строго. Вплоть до соблюдения паритета в предоставлении эфирного времени демократам и республиканцам. Отношение к президенту корректное, однако это не значит, что глава Белого дома вне критики. Несколько иначе строится информационная политика по отношению к России. Здесь трудно говорить о соблюдении баланса провластных и оппозиционных мнений. Общая картина скорее отражает точку зрения американского Конгресса. Про Беларусь до известных событий вообще не вспоминали.
– Насколько в США журналистика объективная и качественная?
– Это разные характеристики. Крупнейшие американские телеканалы производят очень качественный контент (именно они, а вовсе не «Голос Америки» делают информационную погоду в США). При этом ни о каком паритете в освещении и оценках происходящего не может быть и речи. На NBC, CNN или в WSJ вы редко встретите положительный материал про республиканцев, но зато ведущие на телеканале FOX по полной отыграются на демократах.
– И последний вопрос. Недавно вы отметили свой юбилей (присоединяемся к поздравившим вас!), где планируете провести следующие пятьдесят лет?
– За первые полвека научился не планировать ничего дальше, чем на неделю. Чтоб вещами не обрастать. Утомительно их перевозить с места на место.