В длинном и славном ряду железнодорожников – Героев Социалистического Труда есть только один дважды Герой – Виктор Фадеевич Соколов, настоящий ас своего дела.
Судьба каждого из этой когорты достойна благодарной памяти, а о Соколове уж точно можно написать настоящий добротный производственный роман – с напряжённой интригой, с идейной борьбой и яркой кульминацией.
Он родился в крестьянской семье в селе Казинка Тульской области, неподалёку от Куликова поля. Это не какая-нибудь затерянная в безграничных русских просторах деревушка. От Москвы – всего лишь 300 километров, да и железная дорога где-то рядом... Там он и мечтал работать с детских лет.
На войну Виктор не попал. Когда гремели салюты Победы – ему ещё не исполнилось и 17 лет. Он только-только поступил в локомотивное депо учеником слесаря. У Соколова уже имелся богатый трудовой опыт, наработанный не только в родном колхозе. В 1944 году, ещё совсем подростком, окончив пять классов школы, Соколов ринулся в Москву. Там жила его сестра. Мальчишку приняли на железную дорогу – кочегаром. Он сделал несколько рейсов, необходимых фронту. Выполнял свою опасную и физически тяжёлую работу без нареканий. Но потом начальство узнало, что «юному кочегару» нет ещё 16, – и его уволили. После войны, не теряя времени, он окончил Дорожную школу и стал помощником машиниста паровоза, а затем и машинистом. Одним из первых в стране освоил работу на электровозах. Водил длинные грузовые составы.
Он понимал: работать можно по-разному. Одно дело – просто выполнять положенное. Вполне достойный трудовой путь советского машиниста. Другое – окунуться в общественную жизнь. Тут можно стать депутатом, помогать людям, решать наболевшие проблемы в кабинетах. Такие люди тоже нужны, однако Виктор Фадеевич не собирался расставаться с железной дорогой. Публичных выступлений не избегал, но к ним не стремился. Он избрал третий путь, самый непростой, – искать и находить новые подходы к работе, самостоятельно ставить перед собственной бригадой задачи, которые сперва кажутся авантюрными, – и превращать их в реальность. Таких специалистов называли рационализаторами.
В конце 1950-х Соколов попросился в самую отстающую бригаду – и за несколько месяцев превратил её в передовую. Во-первых, потому что умел найти подход к каждому человеку, а во-вторых – стыдно было работать спустя рукава, глядя на энергичного, всегда собранного Фадеича. Уже в конце 1960-х его бригада била всесоюзные рекорды по «тяжеловесности» составов. В те времена такие поезда были в диковинку: люди надолго замирали возле железной дороги, чтобы полюбоваться на мерный ход неимоверно длинного состава. Дети учились считать по вагонам таких товарняков.
Первую свою высокую награду сорокалетний машинист получил в 1969 году. Это был орден Трудового Красного Знамени. В коллективе ему не завидовали – уважали.
Соколовская бригада примеривалась к новым высотам. В ночь на 17 марта 1976 года Соколов повёл состав в 5 тысяч тонн (при норме в 3500). Рейс прошёл безукоризненно… Никто до Виктора Фадеевича таких заданий не выполнял – и о работе машиниста написали все центральные газеты. Награда тоже была под стать громкому достижению – золотая звезда Героя Соцтруда.
Как совершаются такие трудовые подвиги? Многое, очень многое зависело лично от Соколова. Он должен был досконально понимать возможности локомотива, чтобы выбрать наиболее рациональный режим ведения поезда. Чтобы техника показала свою полную мощь. А уж профиль пути опытный машинист знал как свои пять пальцев – дорога даже снилась ему почти каждую ночь.
На этом Соколов не остановился. Через четыре года машинист пошёл на мировой рекорд. 5 марта 1980 года он провёл от станции Рыбное до станции Перово грузовой поезд весом более 10 тысяч тонн. В те годы мир часто узнавал о рекордах советских штангистов – «самых сильных людей в мире». А тут мировым рекордсменом стал машинист. И он доказал, что тот рейс был не «пропагандой»: впоследствии не раз – без аварий и заминок – проводил из пункта А в пункт Б «десятитысячники». Такие подвиги стали для бригады Фадеича привычной практикой.
Новые высоты всегда требуют не только профессионализма, но и новых технологий. В хвосте состава, по предложению машиниста, поставили второй, дополнительный электровоз. Это повысило мощность тяги. Соколов, ведший головной локомотив, постоянно общался с «замыкающим» коллегой по радиосвязи. Опыт взяли на вооружение другие бригады. И на правительственном уровне почин Соколова признали не только прогрессивным, но и достойным повсеместного внедрения. Благодаря рекордам Соколова за два года железнодорожникам удалось сэкономить более 40 млн киловатт-часов электроэнергии. Бригада Соколова в соревновании с другими завоевала звание «Лунинская колонна». А сам машинист превзошёл легендарного Николая Лунина, став первым (и последним) в истории железнодорожного транспорта дважды Героем Труда.
Этот вопрос решался на высшем уровне. Было ясно, что машинист достоин высокой награды. Но ведь звезда Героя у него уже была… Может быть, орден Ленина или Октябрьской Революции?.. Кто-то предложил присудить Соколову Государственную премию – и этим ограничиться… Сколько раз героев, заслуживших вторую звезду, поразмыслив, награждали орденом поскромнее! Так бывало и с лётчиками, и с полководцами, и со знатными тружениками.
Решающим оказалось мнение министра путей сообщения СССР Николая Семёновича Конарева, который хорошо знал Соколова лично и понимал, что именно на таких людях держится отрасль. Только звезду Героя! И пускай он станет единственным дважды Героем за всю историю нашего наркомата и министерства. Заслужил!
Председатель Совета Министров СССР Николай Тихонов, знавший о достижениях министерства в области грузовых перевозок, согласился с Конаревым: «Страна должна знать своих героев. А за уникальные достижения и награда пускай будет уникальной».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июня 1984 года за досрочное выполнение заданий и социалистических обязательств 11-й пятилетки Виктор Соколов был награждён второй золотой медалью «Серп и Молот» и орденом Ленина. В родной Казинке в соответствии с традициями должны были установить прижизненный бюст дважды Героя. И работал над ним не кто-нибудь, а сам Вячеслав Клыков, уже в те времена знаменитый скульптор. В газете «Вечерняя Москва» даже опубликовали фотоочерк: известный ваятель создаёт скульптурный портрет героя.
А через пять лет Виктора Фадеевича с почётом провожали на «заслуженный отдых» – и это был самый грустный праздник в биографии машиниста. К тому времени на его счету значилось более трёх миллионов километров безаварийного пути. Тем не менее в локомотивное депо Москва-Сортировочная-Рязанская он всё равно наведывался часто. И не только по юбилейным датам.
К 80-летию дважды Героя в его честь назвали локомотив и заложили аллею Славы неподалёку от легендарного депо. К тому времени Казинка опустела, обезлюдела – и бюст Виктора Соколова установили на одной из ближайших станций, название которой дорого каждому русскому сердцу. Это станция Куликово поле.