Должно быть, что-то действительно начинает меняться во взгляде на наше советское прошлое, если по главному российскому телеканалу показывается такой фильм, как «Солдат империи». Ибо первые две его серии есть не что иное, как гимн советской стране – или, как называет её главный герой фильма писатель Александр Проханов, «Красной империи». Гимн стране, которая покоряла тайгу и тундру, спускалась в угольные шахты, создавала сверхзвуковые лайнеры, похожие на чудесных птиц, уничтожала условного противника, запуская ракету «прямо в кол», – и одновременно гимн великим людям этой легендарной страны, всматриваясь в лица которых с трудом веришь, что эти люди действительно когда-то были… Были – и нет, и потому печальный этот гимн звучит как реквием – и неслучайно герой своим низким, едва ли не загробным голосом поёт песни о смерти.
В финале фильма Проханов говорит о том, какой прекрасной видится ему участь художника Верещагина, «певца во стане русских воинов», погибшего в одном бою с адмиралом Макаровым. Может быть, и самому Александру Андреевичу хотелось бы уйти из жизни именно так – в бою, вместе со своей армией, со своим народом. Но не всем «в битве выпадает жребий». Кто-то должен остаться – может быть, как раз для того, чтобы поведать «несведущим потомкам» о том, что была когда-то на белом свете великая, могучая и без следа исчезнувшая цивилизация. Чтобы спеть по ней свой реквием.
, Козьмодемьянск, Марий Эл