Чему здесь учат, можно увидеть уже на подходах к симпатичному зданию техникума, официально именуемого ГОУ «СПО МО «Училище декоративно-прикладного искусства и народных промыслов», что работает в Талдоме. Так называемые малые формы украшают газоны возле училища. Лестница, что ведёт на второй этаж, изящно оформлена – это дипломная работа выпускницы Марины Герасимовой. И тут же новое приятное открытие – радужное окно-витраж, дипломная работа Кати Куликовой. А следом фонтан, кошки, вазы… Даже расписные стол и стул у гардеробщицы Любови Алексеевны – дипломная работа одного из выпускников. Художественные изделия должны служить альма-матер, считают в училище.
Проводит нашу экскурсию по училищу его директор Татьяна Куликова. Вместе любуемся на ученическую выставку академического рисунка (этот предмет преподаёт Александр Зверев). «Рисунок – основа любого промысла, – говорит Татьяна Куликова. – Без академической живописи хорошего мастера не подготовишь». Направляемся в мастерскую рисунка, но на двери табличка: «Не входить!» Она висит всякий раз, когда идёт работа с обнажённой натурой. Поэтому направляемся в мастерскую лаковой миниатюры, где в шкафчике сохнут шкатулки, изготовленные студентами. Это, так сказать, итог, а чтобы его достичь, требуется сначала пройти трудную школу под руководством молодого педагога, кстати, выпускницы этого училища, Светланы Чиковой.
Четыре ученицы склонились над крошечными листочками – постигают секреты стадий создания лаковой миниатюры. Одна осваивает так называемую замалёвку (пятнами покрывает листок). Вторая – перемалёвку (прорисовывает детали), третья – бликовку, окончательный этап письма. «Что самое трудное?» – интересуемся у педагога. «Самое трудное – понять смысл письма, выполнить грамотно все стадии. Это очень кропотливая работа», – говорит Светлана Николаевна. К слову, на одну керамическую вазу уходит месяц работы. Но одной усидчивости недостаточно.
Главное – усвоить назубок технологический процесс и следовать ему неукоснительно. Иначе твоё выношенное, выстраданное произведение растрескается, отслоится, рассыплется. В этом мы убедились в лаборатории керамики, где опытнейший педагог Виталий Карачин продемонстрировал нам изделие, при создании которого чуть-чуть отступили от технологии – и вот результат, вместо радости огорчение. Можно ли помочь горю? Можно, но сложно, и этому педагог тоже учит. Мастерская сплошь заставлена керамическими изделиями больших форм. У огромного красавца слона бивни прикрыты полиэтиленом. До окончательного выхода в свет ему ещё предстоит прошагать немалый путь: сушку, раскраску, муфельную печь.
Родилось училище в 2004 году с лёгкой руки тогдашнего директора талдомского лицея «Школа искусств», заслуженного работника культуры РФ Алексея Цветкова. Учредителем его стало Министерство культуры Московской области. Надо заметить, что лишь несколько художественных училищ удостоились такой чести. Сегодня здесь обучают четырём специальностям: «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Социально-культурная деятельность», «Народное художественное творчество», «Дизайн». «По этим дисциплинам мы действительно можем очень многое дать, – говорит Татьяна Викторовна. – Наша задача – подготовить мастеров в различных направлениях народного творчества, чтобы не умирали народные традиции и не уходили народные промыслы».
Обучение проводится на базе 9-х и 11-х классов как бесплатно, так и платно. Те, кто пришёл после 9-го класса, изучают общеобразовательные предметы, могут участвовать в сдаче ЕГЭ. Наряду с очной действует заочная форма обучения по специальностям «Народное художественное творчество» и «Социально-культурная деятельность». Кстати, многие руководители художественных коллективов северного Подмосковья используют возможность получить специальные знания (имея нередко за плечами высшее образование).
Сейчас в училище овладевают знаниями почти 70 человек. «Все дети у нас, как на ладошке, – с улыбкой замечает директор. – Потому внимания каждому хватает с лихвой». Внимания, прямо скажем, домашнего. Помимо горячих обедов, которые доставляются по договору из столовой талдомской школы, здесь есть буфетная с микроволновкой и кулером. В училище работает художественный салон, где можно купить всё необходимое для творчества по цене ниже, чем в магазинах. Само здание – просто с иголочки. Одним словом, только учись! Лодырей здесь не любят, да они и не задерживаются в этих стенах. Уж очень это нелёгкий труд – творить.
Зал, где выставлены ученические работы, напоминает музей народного творчества. Глядя на подносы, глиняные скульптуры, фаянсовые вазы, расписную утварь, не перестаёшь восхищаться. А ведь многие из создателей этих шедевров пришли в училище, не имея начальной художественной подготовки.
На многочисленных выставках, в которых студенты училища участвуют, они собирают дипломы, грамоты и кубки. А последняя выставка в Дубне вызвала самые восторженные отклики. Здесь есть свои «звёздочки» – это Дмитрий Симонов, Екатерина Удавихина, Александра Макарова, Мария Белоус и др. Не так давно на «Радио Россия» прозвучали имена трёх выпускниц талдомского училища. Они пришли работать на фабрику в Жостово, знаменитую своими подносами, и там ими вполне довольны. Что может быть дороже такого признания?
Директор училища согласна с тем, что кадры решают всё. Студенты боготворят преподавателя лаковой миниатюры, члена Союза художников Александра Симонова, и никогда его уроки не прогуливают. Сумел увлечь ребят и художник Владимир Василевский, преподаватель дизайна – одного из самых нынче востребованных направлений искусства. А таких мастеров народного костюма, как Елена Куманичкина, ещё поискать. На «ура» проходят занятия по батику методиста училища Екатерины Графовой.
У талдомского училища тесная связь с Суриковской академией и со знаменитой Строгановкой. Осенью прошлого года студенты брали уроки мастерства у самого Зураба Церетели. Практику они проходят на Федоскинской и Жостовской фабриках, а также на Вербилковском фарфоровом заводе. Словом, впитывают временем отшлифованный опыт, проникаются вековыми традициями.