На концерте в Пизе симфоническим оркестром впервые дирижировал робот. По свидетельству музыкантов, делал он это блестяще. Роботы уже управляют технологическими процессами, водят машины и даже пишут статьи. Китайский робот Сяо Нань смог за секунду составить связный текст из 300 иероглифов.
Как бы мы ни отодвигали будущее, оно наступит. Вопрос в том, способны ли мы представить его очертания, в состоянии ли наша система образования подготовить людей, которые смогут существовать новом мире.
Футурологические прогнозы часто бывают спекулятивны, с их помощью легко манипулировать общественным мнением. Так, например, многие настойчиво предлагают внедрить модель образования, в которой человек должен получать не столько знания, сколько навыки. Это, дескать, позволит быстрее адаптироваться к новой реальности. Грядущее представляют так, как будто в нём уже не найдётся места хомо сапиенс с широкими взглядами. Наша школа в последние десятилетия развивалась именно в этом направлении. Под разговоры о необходимости ранней специализации детей лишали разносторонних знаний, искусственно сужая кругозор ребёнка, заставляли мыслить его по-взрослому прагматично. И даже сегодня, когда в школу возвращают сочинение, астрономию и шахматные кружки, проблема продолжает быть актуальной.
Значит ли это, что наша страна не должна заниматься созданием искусственного интеллекта и развивать робототехнику? Разумеется, мы обязаны включиться в технологическое соревнование и стать его лидерами. Но в этой гонке за ценностями прогресса Россия не имеет права забыть о человеке. Мы не должны потерять публику, для которой робот за дирижёрским пультом – всего лишь забавный аттракцион. Потерять аудиторию, предпочитающую слушать Чайковского, Стравинского, Свиридова в интерпретации Гергиева.
Продолжение темы на стр. 3, 4