Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 марта 2020 г.
  4. № 12 (6730) (25.03.2020)
Литература Интервью

Решающий импульс

Премия должна помочь автору преодолеть земное тяготение

25 марта 2020

Дать имя целому сегменту современной поэзии – это лучше, чем удостоиться памятника, – считает координатор Григорьевской поэтической премии Игорь Караулов. О том, кто такие «григорьевские поэты» и как они выбираются, он рассказал Ивану Купреянову.

 

– Григорьевская премия – одна из премий «с закрытым кодом», самовыдвижение «с улицы» невозможно. Это отражает некий коренной принцип оргкомитета? Как сформировался именно такой устав премии?

– Для начала нужно пояснить читателю, что это за премия. Григорьевская поэтическая премия была создана в 2010 году в память о ленинградском, петербургском поэте Геннадии Григорьеве (1950–2007). Её учредителями стали Анатолий Григорьев, сын поэта, и Виктор Топоров, переводчик и критик. А устав был написан лишь в позапрошлом году. Три года назад тогдашний куратор премии Вадим Левенталь произнёс фразу, которая стала в определённых кругах крылатой: «Мы панк-премия, у нас нет устава». После того как в 2018 году он передал мне свои обязанности, я всё-таки написал довольно подробный устав, а в 2019 году выяснилось, что премия может работать по одному и тому же уставу два сезона, не утрачивая своих весёлых свойств. Но принцип, исключающий самономинацию, был заложен ещё Топоровым. В первые годы он сам выдвигал поэтов в лонг-лист. Потом, после его смерти, установилась система номинаторов, во многом позаимствованная у премии «Национальный бестселлер», ещё одного успешного топоровского начинания. В действующем уставе эта система сохранена: координатор премии назначает двенадцать номинаторов, каждый из которых имеет право выдвинуть трёх авторов. Но я бы не назвал эту систему слишком закрытой, поскольку список номинаторов публикуется до того, как они приступят к работе.

– Как же панковское реноме сочетается с жёсткой структурой, можно даже сказать – «властной вертикалью»? Разве дух панка не анархия?

– Думаю, это прежде всего дух независимости, а не анархии. Но для сохранения независимости премии как раз требуется чёткое понимание, что это за премия, откуда и куда она идёт. За последнее время я с ужасом осознал, как легко любое литературное начинание, будь то журнал, фестиваль или премия, свалить в кювет, низвести в ничтожество. Есть люди, которые считают, что «Григорьевка» должна стать конкурсом матерных кричалок. Другие люди хотели бы, чтобы она остепенилась и стала поощрять солидных, проверенных авторов. Нужна воля, чтобы противостоять этим уклонам, ведя срединный курс.

– Сильная воля – свойственный нашему менталитету принцип управления, но ведь вкусы авторитарного руководителя проецируются на проект…

– У меня действительно много полномочий в премии, по крайней мере, на текущем этапе это оправданно, но «авторитарно» я пытаюсь добиться одного – максимального разнообразия. Я пришёл, чтобы реализовать два принципа. Во-первых, «вернуть премию поэтам». За этот лозунг меня много ругали. Несколько лет премия пыталась переложить ответственность за выбор самых достойных поэтов на так называемого простого читателя. В итоге и читатель оказывался не совсем простым, и интерес такого «читателя» к нюансам современной поэзии был довольно ограниченным. Взяв на себя руководство премией, я прежде всего осознал, что авторы, уже участвовавшие в предыдущих премиальных сезонах, уже отмеченные премией ранее, – капитал премии, её сообщество. И кому, как не этим людям, решать, кто должен пополнить ряды сообщества? Поэтому уже два года жюри состоит у нас только из лауреатов и победителей слэма прошлых лет. И они премию не подводят. Вторая моя задача – на деле поставить премию вне политики, включая и литературно-эстетическую политику. Авторы любых взглядов и любых направлений могут участвовать в Григорьевской премии и могут рассчитывать на успех. Мне кажется, мы это доказали. Например, я отбираю номинаторов таким образом, чтобы обеспечить максимальное разнообразие выдвигаемых на премию авторов: по возрасту, месту проживания, поэтике. Живые классики и дебютанты, силлабо-тоники и верлибристы, феминистки и мужские шовинисты, сторонники и противники существующей власти – всем им рада «Григорьевка».

– Да уж, финалисты у вас как на подбор! Жюри было трудно определиться с победителем?

– Если в предыдущем сезоне я понимал: вот этот поэт годится в лауреаты, а тот – вполне достойный финалист, но на лауреата не тянет, то в этом году любого из пятерых можно было объявить победителем и это не вызвало бы массового недоумения. В связи с этим я ожидал горячих споров между членами жюри. А их почему-то не было. Все согласились, что первое место следует отдать Анне Долгарёвой.

– Это чисто литературное предпочтение или всё-таки имеется элемент политики? Подборка Анны аполитична, но литсообщество всё равно маркирует её как «поэта Донбасса»...

– Исключительно литературное. В самом деле жюри рассматривает подборки, а не весь корпус текстов автора. Подсуживать «за Донбасс» в жюри было некому; как я уже говорил, я принципиально не учитываю политических моментов, остальные судьи либо аполитичны, либо (я имею в виду Всеволода Емелина) выражают открытое несочувствие борьбе Донбасса.

– Что ж, оставим политику. Долгарёва – самый молодой ваш лауреат. Как думаете, какое влияние на молодого автора окажет получение серьёзной премии?

– Как я сказал на вручении, премии присуждаются по разным критериям. Одни предпочитают награждать авторов за выслугу лет, другие – отмечать проверенных лауреатов, которые уже всё на свете получили, но пусть ещё получат и эту премию. Но, на мой взгляд, правильная работа премии – это работа разгонного блока, который придаёт автору, уже набравшему приличную скорость, решающий импульс, необходимый для преодоления земного тяготения. Важно найти такого автора, угадать того, кому именно в этот момент нужна такая поддержка. Мне кажется, с Анной Долгарёвой всё так и получилось. Как это изменит её, мне пока сложно сказать, да она и сама вряд ли это знает. Мне кажется, головокружения от успехов, внутреннего расслабона у неё не будет, потому что она, несмотря на свой публичный успех, всегда стремилась к самосовершенствованию.

– Вот становится человек лауреатом – а дальше что? Вы даёте победителям какой-то «постпродакшен»?

– На сегодняшний день наш «постпродакшен» победителям, финалистам – это прежде всего возможность участвовать в дальнейшей работе премии в качестве членов жюри, номинаторов. Это полезно и им самим, и премии.

– Возможно, имеет смысл и что-то большее? У Леонида Костюкова в своё время был семинар «для продвинутых», мне кажется, как раз таких, как Анна Долгарёва. То есть неочевидные вопросы на грани мировоззрения и поэзии там поднимались. Вы не думали о какой-то подобной образовательной инициативе?

– Семинаров, мастер-классов, школ креативного письма, прочих форм литучёбы сейчас очень много. Все люди, которые не могут продать свои тексты, только и делают, что учат других писать тексты, которые будут продаваться. Меня чудом не затянуло в эту мясорубку, и на данный момент – слава Богу! Я вообще противник литучёбы. У нас столько людей пишут стихи, что уже нужны курсы, на которых людей отучали бы писать. Давали бы по голове чем-нибудь тяжёлым, в символическом смысле. Может быть, это моё настроение когда-нибудь изменится, но для меня самого куда естественнее ощущение, что я ничего не знаю и сам ничему не научился, чем поза пастуха народов и наставника молодых.

– Ясно. А как вы видите премию через год? Пять лет? На двадцатилетие? Есть какие-то точки роста?

– Через год я уже очень хорошо вижу премию, уже знаю с точностью до одного человека состав жюри и определил половину номинаторов. Но дальше года я не планирую. Это премия частного лица. Я очень ценю нашего учредителя, Анатолия Григорьева, это удивительный пример умного и благородного предпринимателя, но я не настолько обнаглел, чтобы расписывать его деньги на двадцать или даже на пять лет вперёд. Не говоря уже о том, что планировать на двадцать лет для меня значило бы рассчитывать дожить до 74 лет, что тоже было бы слишком самоуверенно.

– Премия – Григорьевская. Что делаете для увековечения памяти мастера?

– Собственно, премия этому и служит. Выходит ежегодная антология Григорьевской премии. И ещё, мне кажется, очень важно, что имя Геннадия Григорьева стало неким различительным паролем – в результате десятилетней работы премии в поэтическом сообществе возникло представление о «григорьевском поэте»: вот этот поэт – «григорьевский», а вон тот, наверное, тоже хороший, но не «григорьевский». Дать имя целому сегменту современной поэзии – большое дело, и с нашей помощью Геннадий Григорьев сделал это уже после своей смерти. По-моему, это лучше, чем гранитный па­мятник.

– Пожалуй, да – живая такая память. А «григорьевский» – это какой?

– Неофициальная формула «григорьевского поэта» выработалась давно: «Живёт, как пишет, и пишет, как живёт».



«ЛГ»-досье

Игорь Караулов – поэт. Автор книг стихотворений «Перепад напряжения», «Продавцы пряностей», «Упорство маньяка», «Конец ночи», «Ау-ау». Соавтор (вместе с Дмитрием Даниловым и Юрием Смирновым) сборника «Русские верлибры». Публиковался в журналах «Знамя», «Новый мир», «Волга», «Арион», «ШО», «Воздух», «Бельские просторы», «Критическая масса» и др. Лауреат Григорьевской поэтической премии, победитель Международного Волошинского конкурса (поэзия). Выступал в качестве публициста в газете «Известия», «ЛГ», на сайтах «Свободная пресса», «Русская iдея» и АПН.

Тэги: Поэзия Иван Купреянов Игорь Караулов
Обсудить в группе Telegram

Иван Купреянов

Иван Купреянов - поэт, член Союза писателей Мос... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смелый за Отчизну жизнь положит...

    15.02.2025
  • Своеобычные портреты

    26.10.2024
  • Моя земля пьянит, как крепкий хмель...

    25.10.2024
  • И станет сильной моя земля

    20.10.2024
  • Я знаком с той дончанкой…

    12.09.2024
  • Клуб молодых

    1826 голосов
  • Верлибры, музыка, картины

    1158 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Октябрь, побудь со мной...

    457 голосов
  • Век не прожит, а вечное гложет

    440 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS