Беседа с одним из лучших знатоков отечественного кинематографа вышла далеко за рамки фестивальной повестки.
– Отрадно, что «Окно в Европу», несмотря на все нынешние ограничения, состоится. Надо сказать, и появился он в не менее кризисное время – в 1993 году.
– В 1993-м уже стало чуть полегче. Восстановили Госкино, пошло финансирование, «Кинотавр» уже действовал. Я в то время был председателем Госкино, и ко мне пришла группа энтузиастов: Савва Кулиш, Марлен Хуциев, Микаэл Таривердиев, Владимир Коновалов, Геворг Нерсисян. Они хотели организовать кинорынок, нашли деньги – хоть и малые. Искали место для проведения мероприятия и остановились на Выборге. Город им очень понравился.
Первый фестиваль прошёл в декабре, как и нынешний. В этом году по понятным причинам ситуация трудная. Мы больше всего хотели не просто провести фестиваль, а сохранить его дух. Ведь наш смотр – городской. Он держится на любви города к нему, на постоянной аудитории. Люди даже отпуск планируют так, чтобы обязательно быть в городе. К тому же присоединяются туристы. Хотелось бы сохранить атмосферу городского фестиваля, хотя мы вынуждены идти на ограничения, продиктованные пандемией.
– Зачем нужны кинофестивали, каково их значение в современной культурной жизни?
– Фестивали дают нашему кинематографу жить. Они подменяют прокат. Люди, посторонние кинематографу, судят о нём по фильмам, представленным в прокате, вне зависимости от их нравственной и художественной ценности, а все фестивали, с которыми мне приходилось сталкиваться последние годы, копают глубже. Вытаскивают неизвестные имена, совершают открытия, показывают более серьёзные картины, которые отражают процессы нашей жизни, судьбы наших современников, дают интересный материал для размышления. Таким лентам, увы, места в нашем широком прокате не находится.
– Кроме того, фестиваль призван отражать ключевые достижения отечественной кинематографии. Какие знаковые фильмы были впервые показаны именно в Выборге?
– Были разные премьеры. Явление Романа Каримова с дебютом – фильмом «Неадекватные люди». Впервые у нас был показан «Русский ковчег» Александра Сокурова. Андрей Смирнов вернулся в режиссуру с фильмом «Жила-была одна баба». Явления бывают очень нестандартные и приятно неожиданные.
В этом году будет много дебютантов. Но дебюты – это, вообще, проблема нашего кино. Было время, когда дебютанты определялись где-то к 40 годам и долго ждали возможности поставить свой первый фильм. Сейчас другая проблема, которая меня тревожит: дебют состоялся, а что потом? Когда и какая будет вторая работа, третья? Неопределённость появляется в судьбе дебютантов, это плохо.
– Сейчас в целом авторское кино под ударом: оно выведено из программы масштабной господдержки (Фонд кино поддерживает проекты с высоким прокатным потенциалом, а у Минкульта очень ограничены ресурсы), в кинотеатрах для него нет места. Не приведёт ли всё это к смерти авторского кино в России и вымиранию школы отечественного киноискусства?
– Не хотелось бы очень, ради этого трудимся и на выборгском фестивале, и на других смотрах. Я надеюсь, что авторское кино не умрёт и будет присутствовать в нашей жизни.
– Как можно помочь авторскому кино выжить, а режиссёрам – состояться?
– Даже не знаю… Это зависит от Министерства культуры, Фонда кино, который, действительно, деньги вкладывает в фильмы-аттракционы. Это всё, конечно, тревожно. Я выражаю осторожный оптимизм, но меня одолевают сомнения в эффективности предпринимаемых мер поддержки.
– Кино как искусству предрекали смерть на протяжении всего его существования…
– Кино не умрёт, как и всякое гениальное изобретение человечества, но сейчас в нашей культуре происходит не то чтобы спад, но торможение. Это касается и театра, и литературы. Сейчас вся культура с маленьким знаком вопроса. Но тем не менее хочется верить, что это кончится когда-нибудь, как кончится и пандемия.
– Сама культура кинопросмотра в кинозале сохранится?
– Конечно, сохранится, хотя я понимаю, что фильмы можно смотреть хоть по телевизору, хоть на телефоне. Да что там смотреть – снимать на него можно! Техника совершенствуется, и что-то техника должна дать. Вспомним, как начиналось звуковое кино, как против него многие выступали, начиная с Юрия Тынянова, который считал, что особенность кино в его немоте и чёрно-белом изображении. Техника предложила новые решения и подходы, появились новые шедевры. Я очень надеюсь, что так же произойдёт в ближайшее время.
– Техника меняет процесс съёмки и даёт вариативность, но сохранится ли сама суть киноязыка?
– Ну конечно. Я задался вопросом: почему такое количество женщин учится на операторском факультете во ВГИКе? Мне профессионалы объяснили: стала лёгкая переносная техника. Если раньше камеры «Родина» и «Украина» были неподъёмные, то сейчас девушка может с камерой или с телефоном в руках справляться с операторской задачей. Вот же признак обновления нашего кинематографа.
– Женщин и в режиссуре, действительно, стало много.
– У кино появилось женское лицо, и это замечательно: от покойной Веры Глаголевой до здравствующей Веры Сторожевой есть женщины-режиссёры, которые уже себя утвердили, и дай Бог дальше им развиваться.
Сейчас во ВГИКе ввели гранты для людей, которые приходят в кино как во вторую свою профессию, чтобы они обучались бесплатно при поддержке государства. Это, несомненно, даст результат, а то ведь мы десять лет прожили без всякой надежды, что появятся новые Шукшины и Абдрашитовы, то есть люди, которые пришли учиться кинематографу как второму делу своей жизни. Все эти накопления, надо думать, когда-нибудь дадут мощный взрыв кинематографической энергии.
– Сейчас стало появляться всё больше фильмов, снятых без поддержки государства, может, она вообще уйдёт в прошлое?
– Хорошо, что есть инвесторы. Это направление надо всячески развивать, а что касается господдержки – она нужна. Она всегда была, и без неё не обойтись. Если спонсорская поддержка (то есть вложение частных денег в кинематограф) и господдержка будут развиваться синергийно, то это хорошо подействует на индустрию.
– Получается, стоит увеличивать объём господдержки?
– Надо другое. Когда я работал в Госкино, у нас иначе всё происходило. Сейчас действует так называемая анонимная поддержка, тайное голосование, это, по-моему, не даёт результата. Надо, чтобы обсуждения проходили открыто, как это при мне было: чтобы эксперты открыто обсуждали и было понятно, кто принял то или иное решение. Чтобы принимающие решение отвечали за него и не прятались за анонимные анкетирования. Надо делать процессы открытыми, тогда и выбор достойных будет облегчён, а результат тем самым больше гарантирован.
– Правительство одобрило предложение Минкультуры о выделении 4,2 млрд рублей на поддержку российской киноиндустрии, но, судя по количеству потенциальных получателей, средства будут распылены. Главное, совершенно непонятны и неизвестны механизмы распределения…
– Вот-вот, я об этом и говорю. Ты правильно обозначила проблему, я к этому добавить ничего не могу. Конечно, это всё суммарно звучит внушительно, но на самом деле надо увеличивать и ещё больше вкладывать средств в кино. Но главное – усовершенствовать механизмы распределения, делать их предельно открытыми и прозрачными, тогда многое прояснится, безусловно.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Армен Николаевич Медведев – легендарная личность, знаковая фигура российского кино, киновед, продюсер, заслуженный деятель искусств России. Председатель Госкино с 1992 по 1999 год. Уважаемый кинематографистами мастер с 1980 года преподаёт в своей альма-матер – ВГИК им. С.А. Герасимова. С 1999 года – бессменный президент фестиваля российского кино «Окно в Европу», который в этом году проходит в Выборге Ленинградской области с 7 по 13 декабря.