Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 июня 2025 г.
  4. № 25 (6989) (25.06.2025)
Литература Многоязыкая лира России

Ресурс для открытий

Как живёт одно из самых ярких региональных изданий

26 июня 2025
Константин Копьев

Беседу вёл Юрий Татаренко

«Мне бы хотелось, чтобы любой номер был интересен и через 10 лет», – выразил свою надежду главный редактор художественно-публицистического журнала «Дагестан» Марат Гаджиев.

– Журнал, который вы выпускаете в Махачкале, – одно из самых интересных региональных изданий. Как к этому результату пришли? О каких тиражах мечтаете?

– Мы выходим 6 раз в год тиражом 1000 экземпляров. По советским меркам – не очень много. Но, с другой стороны, когда ты находишься внутри, в капсуле Дагестана, то видишь, как формируется спрос и как тяжело продвигать издание на республиканском рынке. Если бы я как главный редактор заботился исключительно о высоких тиражах – журнал стал бы неинтересным, превалировали бы коммерческие материалы. Считаю, главное, чтобы наш русскоязычный «Дагестан» был интересен не только дагестанцам, но и всем тем, кто в нашей стране связан с художественной литературой, публицистикой. Этого очень сложно достичь, но мы наметили именно свой путь. В выпуск каждого номера вкладываем столько труда, что журнал становится как книга с 10 тысячным тиражом!

Мне бы хотелось, чтобы любой номер был интересен и через 10 лет, чтобы, читая «Дагестан», можно было делать различные открытия. Мы стали делать тематические номера, к примеру, в этом году выпустили номер к 80 летию Великой Победы с архивными материалами, которые ранее никогда не публиковались: о поисковых отрядах, детдомах, госпиталях. Это исследовательская работа, она мне очень нравится, хотя у нас и не научное издание. В общем, даём эксклюзив.

Зародилась серия «Города и люди», масштабно исследовали Буйнакск и Махачкалу. На базе наших журнальных номеров изданы две книги. Следующий город – Хасавюрт, о котором немало устойчивых стереотипов, которые мешают углубиться в историю. Город уникальный – в нём очень много старинных зданий, он приграничный, рядом с Чечнёй. И там была прифронтовая полоса в своё время. И люди до сих пор живут этим наследием. Земля вокруг Хасавюрта была житницей Дагестана, там работали одни из лучших школ в Дагестане в послевоенное время. Каждый второй руководитель Дагестана родом из Хасавюрта!

– Решение таких задач требует большой команды, так?

– У нас команда небольшая, но все квалифицированные люди, все энтузиасты. Публицистика, очерки, мемуары сегодня очень интересны и для молодёжной аудитории. В советское время были определённые закрытые темы, засекреченные документы, недоступные для писателей и журналистов. А сегодня многое в открытом доступе и предоставляется для публикации архивами. Одна тема тянет за собой другую, и появляются интересные материалы. Рад, что число наших подписчиков неуклонно растёт.

Если бы в журнале работала большая команда, то, возможно, я бы подумал о выходе ежемесячно. Но, честно говоря, тогда мне придётся заниматься только «Дагестаном». А я ещё рисую и каждый октябрь открываю Северокавказский книжный фестиваль «Тарки-Тау».

– Марат, есть насущная проблема в российском литературном процессе – трудность сближения читателя с писателем. Как вы её решаете?

– Конечно же, регулярно проводим презентации журнала. С 2009 года выпускаем Кавказскую литературно-художественную газету «Горцы». До 2017 года она выходила на 16 полосах (формата «Литературной газеты» советского времени). Сейчас она продолжает жизнь как ежемесячное приложение к «Дагестанской правде» на 4 полосах. Было время, я бесплатно раздавал эту газету, на свои деньги рассылал авторские экземпляры. Я убеждён: в литературном процессе не обойтись без печатных изданий, у молодых авторов должна быть площадка для того, чтобы публиковаться. К сожалению, сейчас наши республиканские СМИ переполнены информационными материалами, исчезли письма читателей, поэзия и проза…

Ещё больший интерес вызывает наш ежегодный книжный фестиваль, он зародился в 2012 году.

– Расскажите о «Тарки-Тау» поподробнее!

– В начале октября в Махачкале он пройдёт в 12-й раз. Любой фестиваль – литературный, книжный – замечательная творческая лаборатория, место встречи и обмена идеями между писателями, издателями, читателями. Этого общения в Махачкале реально не хватает. Книжных магазинов раз-два и обчёлся. И однажды я пришёл в нашу Национальную библиотеку с предложением провести на их площадках фестиваль. Мне пошли навстречу. Также поддержали знакомые авторы и издатели, которые стали приезжать в Махачкалу за свой счёт. Надо поклониться этим людям.

Мы традиционно проводим конкурс на лучшую книгу фестиваля по 12 номинациям. Председателями жюри в разные годы были Владимир Новиков, Мария Семёнова, Марина Саввиных, Мариэтта Чудакова, царствие ей небесное, и другие очень уважаемые люди.

Последние три года форум проводится на открытом воздухе, на улице Пушкина. В этом году будут программы по поэзии, прозе, художественному переводу, детской литературе, краеведению, а также мероприятия, связанные с Великой Отечественной войной.

Большое спасибо за поддержку Ассоциации книгоиздателей России и Ассоциации книжных фестивалей «Читающая Россия», Агентству информации и печати Республики Дагестан, Российскому фонду культуры, Министерству культуры Республики Дагестан и моим друзьям и коллегам, горожанам.

– Журналу «Дагестан» более 20 лет. Можно сказать: полёт нормальный!

– Под названием «Дагестан» журнал выходит с 2002 года. По сути, он является преемником «Советского Дагестана», что начал издаваться в 1965 году. Было время в начале 2000 х, когда выпуски прекратились. И только благодаря великому поэту Расулу Гамзатову и министру по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан Магомедсалиху Гусаеву получилось зарегистрировать новое издание – художественно-публицистический журнал «Дагестан», он выходил форматом А4, на скрепке.

Я пришёл в журнал в 2021 году. С нового, 2022 года мы изменили формат и сделали его в два раза толще.

– И получается гораздо интереснее!

– Стараемся расширять читательскую аудиторию. Долгое время держали возрастную планку 16+. А в последнем номере пошли на эксперимент: даём детский блок. В нём и сказка, и лабиринтики, и раскраски, и вырезалки. С нами сотрудничают профессиональные художники. Есть гонорарный фонд – пусть и не слишком большой. С удовольствием привлекаем историков, археологов, литературоведов. В журнале печатаются не только дагестанские писатели, но и известные российские прозаики и поэты. Инна Ростовцева, Елизавета Дейк, Мария Семёнова, Максим Гуреев, Алексей Сальников, Татьяна Стоянова, Ольга Лишина, Софья Ремез, Георгий и Анна Арустамьян, Елена Борода, Евгений Рудашевский и многие другие. С этими писателями нас связывает литературный и фестивальный процесс. Мечтаю, чтобы нашими авторами стали известные писатели – Алексей Варламов, Евгений Водолазкин, Сергей Шаргунов, Максим Замшев…

Да, журнал должен вызывать живой интерес. Это для меня главная цель – делать журнал, непохожий на другие.

Отдельная задача – работа с молодёжью. Это только с виду наши неформалы неприступны, а начнёшь с ними искренний разговор о жизни и творчестве – и легко находишь общий язык. Ребята видят, что журнал «Дагестан» обходится без нравоучений и нотаций, что это яркое, современное, динамичное издание, где каждый номер не похож на предыдущий. Средний возраст наших авторов – 30 лет. Но мы охотно публикуем и стихи 18 летних, если это самобытные тексты.

А ещё мы делаем обменные номера с региональными журналами, сотрудничаем с коллегами со всего Кавказа, с Башкортостаном, Беларусью. В 2014 году мы собирали в Махачкале главных редакторов всех московских толстых литературных журналов плюс коллег из Тулы, Красноярска, Тбилиси, с Северного Кавказа. Налаживать литературные мосты – это очень важно. Стать автором художественно-публицистического издания «Дагестан» человеку из Сибири или с Поволжья не сложно. Всё определяет качество текста.

Слышал, что есть предложение передать литературные журналы Министерству культуры. Сомневаюсь, что они в ближайшее время готовы взвалить на себя такую ношу. Это связано с издательской деятельностью и типографиями. У нас в Дагестане нет литературного журнала на русском языке. Эту задачу отчасти выполняет журнал «Дагестан». У нас издаются литературные журналы на национальных языках, которые имеют свою замечательную историю.

Кроме писательских союзов в Дагестане (и во всех регионах Северного Кавказа) активно работает «Клуб писателей Кавказа», который возглавляет Миясат Шейховна Муслимова. Мне кажется, государство должно поддерживать такие клубы грантами, субсидиями.

«ЛГ»-ДОСЬЕ

Марат Гаджиев – художник, журналист, культуролог. Родился в 1968 г. в г. Грозном. Выпускник Дагестанского политехнического института. Заслуженный работник культуры Республики Дагестан. Член Союза журналистов РФ, лауреат республиканской премии «Золотой орёл» СЖ Дагестана (2002, 2018). Организатор и куратор Дагестанского книжного фестиваля «Тарки-тау». Директор «Кавказского дома переводов». С 2021 г. главный редактор художественно-публицистического журнала «Дагестан». Автор-составитель литературно-художественного альманаха «Кавказский экспресс». Автор книги-трилогии «Соль. Путешествия и встречи, которые сделали меня счастливым». Автор-составитель серии альбомов «История Дагестана в фотографиях».

Тэги: Литература Дагестана
Обсудить в группе Telegram

Юрий Татаренко

Родился в 1973 году в Новосибирске. Член Союза ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Перешедший в легенды

    28.09.2024
  • Лингвистическая экология

    18.05.2022
  • Абу-Суфьян: «Прекрасен миг текущий...»

    27.04.2022
  • Лингвистическая экология

    8 голосов
  • Абу-Суфьян: «Прекрасен миг текущий...»

    7 голосов
  • Перешедший в легенды

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS