
Беседу вёл Юрий Татаренко
«Мне бы хотелось, чтобы любой номер был интересен и через 10 лет», – выразил свою надежду главный редактор художественно-публицистического журнала «Дагестан» Марат Гаджиев.
– Журнал, который вы выпускаете в Махачкале, – одно из самых интересных региональных изданий. Как к этому результату пришли? О каких тиражах мечтаете?
– Мы выходим 6 раз в год тиражом 1000 экземпляров. По советским меркам – не очень много. Но, с другой стороны, когда ты находишься внутри, в капсуле Дагестана, то видишь, как формируется спрос и как тяжело продвигать издание на республиканском рынке. Если бы я как главный редактор заботился исключительно о высоких тиражах – журнал стал бы неинтересным, превалировали бы коммерческие материалы. Считаю, главное, чтобы наш русскоязычный «Дагестан» был интересен не только дагестанцам, но и всем тем, кто в нашей стране связан с художественной литературой, публицистикой. Этого очень сложно достичь, но мы наметили именно свой путь. В выпуск каждого номера вкладываем столько труда, что журнал становится как книга с 10 тысячным тиражом!
Мне бы хотелось, чтобы любой номер был интересен и через 10 лет, чтобы, читая «Дагестан», можно было делать различные открытия. Мы стали делать тематические номера, к примеру, в этом году выпустили номер к 80 летию Великой Победы с архивными материалами, которые ранее никогда не публиковались: о поисковых отрядах, детдомах, госпиталях. Это исследовательская работа, она мне очень нравится, хотя у нас и не научное издание. В общем, даём эксклюзив.
Зародилась серия «Города и люди», масштабно исследовали Буйнакск и Махачкалу. На базе наших журнальных номеров изданы две книги. Следующий город – Хасавюрт, о котором немало устойчивых стереотипов, которые мешают углубиться в историю. Город уникальный – в нём очень много старинных зданий, он приграничный, рядом с Чечнёй. И там была прифронтовая полоса в своё время. И люди до сих пор живут этим наследием. Земля вокруг Хасавюрта была житницей Дагестана, там работали одни из лучших школ в Дагестане в послевоенное время. Каждый второй руководитель Дагестана родом из Хасавюрта!
– Решение таких задач требует большой команды, так?
– У нас команда небольшая, но все квалифицированные люди, все энтузиасты. Публицистика, очерки, мемуары сегодня очень интересны и для молодёжной аудитории. В советское время были определённые закрытые темы, засекреченные документы, недоступные для писателей и журналистов. А сегодня многое в открытом доступе и предоставляется для публикации архивами. Одна тема тянет за собой другую, и появляются интересные материалы. Рад, что число наших подписчиков неуклонно растёт.
Если бы в журнале работала большая команда, то, возможно, я бы подумал о выходе ежемесячно. Но, честно говоря, тогда мне придётся заниматься только «Дагестаном». А я ещё рисую и каждый октябрь открываю Северокавказский книжный фестиваль «Тарки-Тау».
– Марат, есть насущная проблема в российском литературном процессе – трудность сближения читателя с писателем. Как вы её решаете?
– Конечно же, регулярно проводим презентации журнала. С 2009 года выпускаем Кавказскую литературно-художественную газету «Горцы». До 2017 года она выходила на 16 полосах (формата «Литературной газеты» советского времени). Сейчас она продолжает жизнь как ежемесячное приложение к «Дагестанской правде» на 4 полосах. Было время, я бесплатно раздавал эту газету, на свои деньги рассылал авторские экземпляры. Я убеждён: в литературном процессе не обойтись без печатных изданий, у молодых авторов должна быть площадка для того, чтобы публиковаться. К сожалению, сейчас наши республиканские СМИ переполнены информационными материалами, исчезли письма читателей, поэзия и проза…
Ещё больший интерес вызывает наш ежегодный книжный фестиваль, он зародился в 2012 году.
– Расскажите о «Тарки-Тау» поподробнее!
– В начале октября в Махачкале он пройдёт в 12-й раз. Любой фестиваль – литературный, книжный – замечательная творческая лаборатория, место встречи и обмена идеями между писателями, издателями, читателями. Этого общения в Махачкале реально не хватает. Книжных магазинов раз-два и обчёлся. И однажды я пришёл в нашу Национальную библиотеку с предложением провести на их площадках фестиваль. Мне пошли навстречу. Также поддержали знакомые авторы и издатели, которые стали приезжать в Махачкалу за свой счёт. Надо поклониться этим людям.
Мы традиционно проводим конкурс на лучшую книгу фестиваля по 12 номинациям. Председателями жюри в разные годы были Владимир Новиков, Мария Семёнова, Марина Саввиных, Мариэтта Чудакова, царствие ей небесное, и другие очень уважаемые люди.
Последние три года форум проводится на открытом воздухе, на улице Пушкина. В этом году будут программы по поэзии, прозе, художественному переводу, детской литературе, краеведению, а также мероприятия, связанные с Великой Отечественной войной.
Большое спасибо за поддержку Ассоциации книгоиздателей России и Ассоциации книжных фестивалей «Читающая Россия», Агентству информации и печати Республики Дагестан, Российскому фонду культуры, Министерству культуры Республики Дагестан и моим друзьям и коллегам, горожанам.
– Журналу «Дагестан» более 20 лет. Можно сказать: полёт нормальный!
– Под названием «Дагестан» журнал выходит с 2002 года. По сути, он является преемником «Советского Дагестана», что начал издаваться в 1965 году. Было время в начале 2000 х, когда выпуски прекратились. И только благодаря великому поэту Расулу Гамзатову и министру по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан Магомедсалиху Гусаеву получилось зарегистрировать новое издание – художественно-публицистический журнал «Дагестан», он выходил форматом А4, на скрепке.
Я пришёл в журнал в 2021 году. С нового, 2022 года мы изменили формат и сделали его в два раза толще.
– И получается гораздо интереснее!
– Стараемся расширять читательскую аудиторию. Долгое время держали возрастную планку 16+. А в последнем номере пошли на эксперимент: даём детский блок. В нём и сказка, и лабиринтики, и раскраски, и вырезалки. С нами сотрудничают профессиональные художники. Есть гонорарный фонд – пусть и не слишком большой. С удовольствием привлекаем историков, археологов, литературоведов. В журнале печатаются не только дагестанские писатели, но и известные российские прозаики и поэты. Инна Ростовцева, Елизавета Дейк, Мария Семёнова, Максим Гуреев, Алексей Сальников, Татьяна Стоянова, Ольга Лишина, Софья Ремез, Георгий и Анна Арустамьян, Елена Борода, Евгений Рудашевский и многие другие. С этими писателями нас связывает литературный и фестивальный процесс. Мечтаю, чтобы нашими авторами стали известные писатели – Алексей Варламов, Евгений Водолазкин, Сергей Шаргунов, Максим Замшев…
Да, журнал должен вызывать живой интерес. Это для меня главная цель – делать журнал, непохожий на другие.
Отдельная задача – работа с молодёжью. Это только с виду наши неформалы неприступны, а начнёшь с ними искренний разговор о жизни и творчестве – и легко находишь общий язык. Ребята видят, что журнал «Дагестан» обходится без нравоучений и нотаций, что это яркое, современное, динамичное издание, где каждый номер не похож на предыдущий. Средний возраст наших авторов – 30 лет. Но мы охотно публикуем и стихи 18 летних, если это самобытные тексты.
А ещё мы делаем обменные номера с региональными журналами, сотрудничаем с коллегами со всего Кавказа, с Башкортостаном, Беларусью. В 2014 году мы собирали в Махачкале главных редакторов всех московских толстых литературных журналов плюс коллег из Тулы, Красноярска, Тбилиси, с Северного Кавказа. Налаживать литературные мосты – это очень важно. Стать автором художественно-публицистического издания «Дагестан» человеку из Сибири или с Поволжья не сложно. Всё определяет качество текста.
Слышал, что есть предложение передать литературные журналы Министерству культуры. Сомневаюсь, что они в ближайшее время готовы взвалить на себя такую ношу. Это связано с издательской деятельностью и типографиями. У нас в Дагестане нет литературного журнала на русском языке. Эту задачу отчасти выполняет журнал «Дагестан». У нас издаются литературные журналы на национальных языках, которые имеют свою замечательную историю.
Кроме писательских союзов в Дагестане (и во всех регионах Северного Кавказа) активно работает «Клуб писателей Кавказа», который возглавляет Миясат Шейховна Муслимова. Мне кажется, государство должно поддерживать такие клубы грантами, субсидиями.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Марат Гаджиев – художник, журналист, культуролог. Родился в 1968 г. в г. Грозном. Выпускник Дагестанского политехнического института. Заслуженный работник культуры Республики Дагестан. Член Союза журналистов РФ, лауреат республиканской премии «Золотой орёл» СЖ Дагестана (2002, 2018). Организатор и куратор Дагестанского книжного фестиваля «Тарки-тау». Директор «Кавказского дома переводов». С 2021 г. главный редактор художественно-публицистического журнала «Дагестан». Автор-составитель литературно-художественного альманаха «Кавказский экспресс». Автор книги-трилогии «Соль. Путешествия и встречи, которые сделали меня счастливым». Автор-составитель серии альбомов «История Дагестана в фотографиях».