Перейти к содержанию
  Пятница 29 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Искусство

Революция из стекла и бетона

01 января 2007

ВЫСТАВКА

В Москве проходит выставка, посвящённая 125-летию Ле Корбюзье – архитектора, мистика и одного из идеологов того нового миропорядка, конец которого оказался более стремительным, чем старт.

Бойтесь того, кто хочет сделать сказку былью. Умный человек, чувствующий укоренённую в мире гармонию, не станет вмешиваться в естественный ход вещей. А вот более «толстокожий» и недальновидный может пожелать подправить руку Творца, причём, если это художник, стоит ждать и следующего шага – попытки занять Его место.
Подобное уже случалось в истории – например, в революционные 20-е годы, когда конструктивизм, выплеснувшийся за пределы Советской России, всерьёз претендовал на то, чтобы создать непохожую ни на что среду обитания для нового человека. Архитектурное течение, инспирированное Константином Мельниковым, братьями Весниными и Моисеем Гинзбургом, было частью мировой моды на функционализм, предельно упростивший эстетическую составляющую домостроительства и строго связавший форму с утилитарными задачами. Выставка одного из пионеров функционализма архитектора Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль Эдуар Жаннере), открывшаяся в ГМИИ имени Пушкина, демонстрирует тотальный характер этих поисков, вылившихся в интернациональную дружбу. Французский архитектор, активно участвовавший в нашей художественной жизни, не только переписывался с некоторыми идеологами конструктивизма, но и построил в Москве своё первое масштабное здание – дом Центросоюза, а также предложил проект Дворца советов, отбракованный впоследствии жюри: выполненный в 1931–1932 годах с оглядкой на конструктивизм, он не вписался в начавшуюся моду на сталинский ампир. Макеты этих и многих других построек можно увидеть на нынешней московской выставке «Ле Корбюзье. Тайны творчества: между живописью и архитектурой» – так же, как книги и журналы, в которых мастер печатал свои манифесты, а заодно и живописные работы, созданные под влиянием друзей-кубистов: ранние холсты сделаны с оглядкой на близкого товарища Ле Корбюзье, художника Амеде Озанфана, однако поздние уже обретают лаконичность и индивидуальный стиль.
Кроме того, выставка позволяет проследить эволюцию Ле Корбюзье как архитектора, проделавшего путь от построек вилл, ещё испытывающих влияние модерна, до грандиозных проектов, предполагавших расчистку центров городов с уничтожением исторической застройки, на месте которой планировалось создать новый (в терминологии грезившего о реконструкции Москвы Ле Корбюзье) «Лучезарный город». К счастью для многих, эти проекты (в том числе и аналогичный московскому парижский «План Вуазен») так и остались на бумаге – архитектор поработал с нуля лишь над городом Чандигарх – новой столицей штата Пенджаб в Индии, где он руководил созданием жилых и административных кварталов, и в том числе зданий ассамблеи, секретариата и Верховного суда. Теперь несколько обветшавшие – а фотографии многих построек Ле Корбюзье были специально сделаны к выставке англичанином Ричардом Пэром, – эти сооружения из грубого бетона наводят на пессимистичные размышления: в первую очередь о том, почему новаторские сооружения, устремлённые в будущее и сознательно оторванные от системы архитектурных ордеров, сейчас кажутся до неловкости устаревшими.
Причина, скорее всего, кроется в самих мечтах революционеров от искусства и их увлечённости идеей создания «дивного нового мира». Этой мыслью был уже заражён модерн, ориентированный, правда, на предшествующие художественные каноны, однако именно из фетишизации им изогнутых линий вышло увлечение геометрическими абстракциями и очищенными, холодными прямыми, характерное для Вальтера Гропиуса, Людвига Мис ван дер Роэ и других коллег Ле Корбюзье. Интересовавший их предельный функционализм предполагал новое художественное видение: интернациональный стиль в архитектуре сметал границы разных школ и говорил о глобальной возможности жить «без Россий, без Латвий» – «единым человечьим общежитьем». Конструктивистские дома, очищенные от мещанских элементов, – во многих, как известно, не было кухонь – предполагали новый – обобществлённый и коллективный – взгляд на мир. Каждая из построек того времени рассматривалась почти как храм, учитывая, насколько серьёзно относились к своей космогонической роли творцов новой жизни сами архитекторы. И всё же история показала, что сакральная функция не могла быть исполнена ими до конца: мода на конструктивизм просуществовала лишь несколько лет, сменившись реставрацией неоклассики. Ле Корбюзье и здесь оказался проницателен: чувствуя неорганичность торжества геометрии для человеческой среды, он во второй половине жизни обратился к природным формам – раковинам, морским звёздам, панцирям крабов, ставшим для него источником вдохновения. Именно на изогнутый панцирь похожа крыша капеллы в Роншане, выполненной по какой-то странной прихоти архитектором, который был мистиком совершенно иного толка. Впрочем, и здесь он не смог сократить свой отрыв от истории культуры: геометрические фигуры, как и чисто природные формы, являются лишь субститутом, подменой того символического универсума, на который опирается наше существование. Попытка приблизиться к человеку, предпринятая Ле Корбюзье, превратилась в бессильное кружение вокруг него.
Однако есть и более глубокая причина, которая мешает нам безусловно принять придуманные функционалистами циклопические сооружения – заводы, дома культуры, фабрики-кухни: она заключается в конститутивном для них стремлении всегда оставаться новыми – им запрещено стареть. В отличие от полувековых соборов, строившихся с тем расчётом, что со временем они будут органично ветшать – как естественно увядает красивый человек, – конструктивистские махины, символы нового мира, всегда должны были выглядеть как только что сделанные. (Ле Корбюзье, говорят, проницательно декларировал отношение к постройкам, в том числе и своим, как к недолговечным конструкторам, которые можно разобрать, если нужно будет создать что-нибудь более интересное.) В результате именно эти авангардные здания, выпадающие из архитектурного окружения, обветшали с ужасающей скоростью. Возможно, это произошло и потому, что в рамках интернационального стиля, который со временем выродился в типовые кварталы многоэтажных домов, выстроенных по всему миру и образующих безликие пригороды Парижа, Буэнос-Айреса, Москвы, никто не может чувствовать себя вписанным в среду. Наоборот – с большой силой ощущается оторванность от корней и принадлежность к многомиллионному урбанистическому легиону. Именно для подобных современных кочевников строили свои дома Ле Корбюзье и его последователи, которым, однако, парадоксальным образом дали понять, чего стоили эти старания: любой монгол относится к своей юрте с бо´льшей бережностью, чем беженец из Алжира к типовой «хрущёвке» на окраине Парижа, которая мгновенно приобретает «убитый» вид и покрывается слоем граффити. Жизнь показала, что те божества, которых провозгласили Ле Корбюзье и его соратники, оказались ложными: человеку по-прежнему остались ближе тёплая религия Рима и её домашние боги. Конечно, эстета и сейчас завораживают конструктивистские здания – как гипнотизируют своей холодностью и бесчеловечностью пирамиды Мексики или Египта. Однако символично, что колоссальный Дворец советов с Лениным на верхушке так и не был построен на месте уничтоженного храма Христа Спасителя, несмотря на годами возводимый фундамент. Ложные боги смогли одержать лишь временную – и то неокончательную – победу.

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

Ксения Воротынцева


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Алфавит тишины

06.07.2023

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

05.07.2023

Сквозь невесомое время

05.07.2023

Мир через замочную скважину

03.07.2023

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты