Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 ноября 2024 г.
  4. № 44 (6956) (06.11.2024)
Спецпроект Станционный смотритель

Рейс в далёкое прошлое

Под паровозный дым и музыкальные импровизации тапёров

06 ноября 2024
Рускеальский экспресс / Владимир Вяткин / РИА НОВОСТИ

В последние годы отечественные железные дороги стали не только надёжным транспортом. Они помогают неравнодушным людям, влюблённым в путешествия, познать и понять историю и неповторимость нашей страны. А для этого неплохо, выражаясь словами Гоголя, «проездиться по России». Потому и развивается у нас сейчас такой туристический феномен, как ретропоезда. Многие из них настоящие музеи на колёсах.

Немало путешествий непосредственно связано с историей наших стальных магистралей, для многих городов России они стали не только важнейшей транспортной артерией, но и символом чего-то важного, сокровенного. Например, один из самых занимательных экскурсионных маршрутов по Сибири начинается на омском вокзале. Оттуда мы следуем на привокзальную площадь станции Исилькуль, где установлен паровоз-памятник Л-0984 – потрясающий железнодорожный мемориал (в нынешнем году, кстати, его переместили ближе к перрону и обновили инфраструктуру станции). Именно на таких мускулистых локомотивах-«лебедянках» наши прадеды обеспечивали послевоенные перевозки по Транссибу. А в Исилькульском историко-краеведческом музее открыта экспозиция, посвящённая истории города и строительству Великого сибирского пути – трассы, без которой невозможно представить себе Россию. Немаловажно, что музей расположен в бывшем клубе железнодорожников, открытом ещё в 1926 году.

Но расскажем чуть подробнее об уже упомянутом паровозе-мемориале, построенном на Коломенском заводе в 1950 м. Его установили на пьедестал 4 июля 2008 года, в честь 115 летия завершения строительства участка Транссибирской магистрали Петропавловск – Омск. Почему мы так часто вспоминаем «лебедянку» и приносим цветы к монументам, которые увековечивают этот паровоз? Ответ прост: Л-0984 один из лучших и массовых советских локомотивов, которые эксплуатировались по всей сети железных дорог Советского Союза. Настоящий технический феномен для своего времени, недаром этих машин произвели более четырёх тысяч! В 1947 году за разработку данной модели инженеры Лев Лебедянский, Геннадий Жилин, Владимир Чистов, Дмитрий Львов, Василий Уткин и Василий Дьяков были удостоены Сталинской премии. Паровоз, совершивший первый рейс в октябре 1945 года, сперва назывался «Победа», потом получил наименование «Л» – в честь Лебедянского, главного конструктора.

В вагоне – настоящая ретроатмосфера / Марина Лысцева / ИТАР-ТАСС

Машинисты середины ХХ века лучше кого бы то ни было знали, что у каждого паровоза есть характер, что они как люди. Каждое утро вежливо, с почтением здороваться с многотонной махиной было нормой. И почитать их, как почитаем мы замечательных, заслуженных людей, – условие непременное. На железных дорогах всерьёз относятся к исторической памяти, наследию, которое показывает, насколько важную роль сыграли стальные магистрали в годы Великой Отечественной и во время восстановления страны и преодоления послевоенной разрухи.

Мы давно привыкли, что паровозы ушли в далёкое прошлое, прогудев нам на прощание. Но сегодня это изменилось. Открываются туристические маршруты от Карелии до Восточной Сибири – путешествия в отреставрированных стареньких вагонах, под паровозный дым. В вагонах-ресторанах играют тапёры – как в далёкие времена. Взять Рускеальский экспресс, который вас отвезёт из Сортавалы в глубь Карелии – удачная стилизация пассажирского состава XIX века. Там есть и настоящий вагон первого класса, в котором о дне сегодняшнем напоминают только современные технические средства. В этих вагонах на паровозной тяге можно доехать до знаменитого горного парка Рускеала, что расположен на месте бывшего месторождения ценных горных пород. Здесь, среди скал, добывали мрамор для петербургского Исаакиевского собора, здесь можно посетить музей геологии, полюбоваться мраморным каньоном и чистой изумрудной водой, увидеть старинные шахты.

Или вот Бологое… По выходным дням отсюда отправляется поезд, который тащит на себе «лебедянка» 1953 года выпуска. Образец старинного вокзального зодчества – станция Куженкино, на которой туристический локомотив непременно остановится. Там создан музей под открытым небом, рассказывающий об истории Бологое-Полоцкой линии. Звенит колокол, и поезд начинает двигаться в Осташков – старинный город на берегу озера Селигер. Неподалёку от города в XVI веке выросла пустынь, основанная Нилом Столобенским. Он завещал построить на этом месте монастырь, который разросся в XIX веке. Его ансамбль, подчёркивающий первозданную красоту озера, станет для вас незабываемым впечатлением, независимо от религиозных убеждений.

В кабине машиниста ретролокомотива / Эрик Романенко / ИТАР-ТАСС

Нет сомнения, что в РЖД будет развиваться туристическое направление, в том числе – связанное с погружением в разные эпохи, с путешествиями во времени. И, конечно, с познанием истории железных дорог, станций, музеев, заповедников... Конечно, все эти уголки России можно посетить и без помощи паровозов. Но разве не притягивает нас старина, превращая экскурсию в романтическое приключение?.. Как будто машина времени всё-таки изобретена! Подобные экскурсии помогают познать Россию тем, кого притягивает страна поэтов и учёных, геологов и зодчих, мастеров и железнодорожников. Недаром у нас в учебных центрах можно получить квалификацию машиниста паровоза – и молодые люди с удовольствием постигают секрета этого мастерства. А ведь ещё недавно в стране не было ни одной паровозной бригады, и, чтобы проехаться на паровозе, приходилось приглашать ветеранов, досконально знавших эти замечательные машины. Зато сегодня к услугам путешественников около 300 новых обученных паровозных бригад, в состав которых входят машинист, помощник и кочегар.

И они востребованы. Пусть промышленность давно не выпускает новые паровозы – ещё по решению ХХ съезда КПСС, с 1956 года. Для ретропоездов восстанавливают старые, бывалые машины, которые помнят много рейсов и хранят сюжеты далёкого прошлого. Хотя восстановить паровоз, чтобы он стал пригоден для безопасного движения, – задача непростая. Поэтому его реставрацией занимаются те, для кого железнодорожная техника не просто труд, а призвание, душевная привязанность. Для ремонта умельцы создают по старым чертежам инструменты, приспособления и детали, которых не найти в продаже. И не зря. Кому хотя бы раз в жизни не хотелось совершить путешествие в прошлое? Эта мечта станет реальностью, если вы сядете в ретропоезд и почувствуете, как старая «лебедянка» надёжно и мощно тянет состав...


Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Они смотрят на нас с небес...»

    10.05.2025
  • Помнить всё, что было не с нами

    10.05.2025
  • Победа в сердце моём

    10.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Маховик разрухи замер…

    34 голосов
  • Фронтовая теплушка

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS