Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 сентября 2024 г.
  4. № 36 (6950) (11.09.2024)
Телеведение

Режиссура мира сего

В «Видах доброты» Лантимос угостил зрителей и насладился сам разновидностями зла

16 сентября 2024
Эмма Стоун и Йоргос Лантимос на съёмках

Мы писали о всех работах талантливого режиссёра Йоргоса Лантимоса. В 2009 м он вонзил свой греческий «Клык» (последний фильм режиссёра, снятый на родине) в мировой кинематограф, зацепился за престижные фестивали и вскоре триумфально вознёсся на киношный олимп. За «Клыком» последовали «Альпы», «Лобстер» (с Колином Фарреллом) и «Убийство священного оленя» (к Фарреллу присоединилась Николь Кидман), которые тоже не выходили за рамки кинематографического «театра абсурда».

Сценарии названных фильмов писал тоже грек – Эфтимис Филиппу. В двух следующих проектах режиссёр обошёлся без соотечественника: «Фаворитка» (сценарий Деборы Дэвис и Тони Макнамары) уже другое кино – историческое, костюмное, обогащённое, конечно, абсурдистским опытом режиссёра, а вот «Бедные-несчастные» (Тони Макнамара и Аласдер Грей) – уже нечто глобальное, новое, небывалое. Историко-футуристический блокбастер с фантастическими картинами «проклятого прошлого» Европы и намётками на образ её «светлого будущего». В этих двух фильмах поразил оскаровский размах, но ещё более – любовь актёров к режиссёру: даже в небольших ролях у него заиграли «знатные» голливудские мастера, и они выполняли любые режиссёрские прихоти (раздевались догола, участвовали в донельзя откровенных сценах...).

«Виды доброты» – буквальный перевод английского названия Kinds of Kindness, правда, лишённый звукописи и подтекстов оригинала, и, кстати, абсолютно не соответствующий содержанию. Ни доброты, ни добра я в фильме не увидел, более точным было бы название «Разновидности зла» или «Сорта мерзости», впрочем, это же сюр, абсурд, здесь всё не так, как у людей. А по форме кино – камерное, так сказать, семейное. Точнее, антисемейное.

Оно включает в себя три истории, никак друг с другом не связанные – при просмотре второй забываешь первую, а после третьей части вспоминаешь первую, но забываешь вторую. В голове путаница, потому что разных людей в них играют одни и те же артисты «кинотеатра абсурда», что придумал сценарист Филиппу и вернувшийся к нему Лантимос. А звёзды здесь первой величины: Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Джесси Племонс. Объект художественного исследования (раскрытия, вскрытия и даже расчленения) не глобален, как в «Бедных-несчастных», здесь показывают вроде совсем обычных людей с их обычным кругом интересов обычного европейского провинциального городка, но...

В центре – герой, которого играет Джесси Племонс, на недавнем Каннском фестивале удостоенный золотой пальмовой ветки за работу именно в этом фильме. Если вспомнить категории амплуа и типажа, то Племонс – типичный простак, простодушный добряк. Внешне он похож на Мэтта Дэймона (так сказать, упрощённый вариант), а тот в свою очередь – на Леонардо Ди Каприо. Племонса зрители помнят по «Власти» Адама Маккея, где он сыграл простого американского работягу, погибшего в автокатастрофе, сердце которого потом было пересажено Дику Чейни, и по «Убийцам цветочной луны» Мартина Скорсезе, где он предстал в образе честного агента ФБР. У Йоргоса Лантимоса актёр выходит за рамки своего амплуа, во всех трёх новеллах он разный, и совсем не добряк.

Хонг Чау и Джесси Племонс в первой новелле

В первой Племонс играет человека, пытающегося вырваться из-под тотальной опеки своего властного начальника и, как показалось, любовника (Уиллем Дефо). Тот ласково контролирует каждый шаг своего подчинённого вплоть до того, что именно он решает, рожать его жене или нет, и какую книгу им читать. Сердце дрогнуло, когда он настоятельно рекомендовал «Анну Каренину» Льва Толстого. Подумалось, что это неспроста. И вправду, под поезд в фильме никто не бросается, тут покруче выдумывают формы самоубийства – ныряют в глубокий бассейн… без воды.

Итак, вырвавшись на «свободу», герой Племонса быстро скукоживается, понимая, что совершил ошибку, хочет вернуться, раскаивается, униженно молит о прощении. Его прощают только после того, как он совершает гораздо более жестокое преступление, чем то, что планировал его хозяин во время их «дружбы»: вытаскивает покалеченного человека из больницы, бросает на дорогу и дважды переезжает несчастного на автомобиле. Такая вот доброта.

Вторая новелла – о полицейском, жена которого пропала в морской экспедиции. Он её очень любит и тяжело переживает её гибель (играется всё чрезвычайно правдиво). Друзья его поддерживают, но он безутешен, в очередной раз просит показать запись их последней дружеской встречи. Чернокожий друг (Мамуду Ати) и его белая супруга (Маргарет Куолли) отговаривают несчастного полицейского, но он плачет, и они включают-таки запись. Зритель ждёт идиллической картинки дружеского пикника, где супруга живая, счастливая, но на экране… Четверо голых друзей в одной постели – оказывается, они свингеры! – и жену полицейского, которую играет Эмма Стоун, по-собачьи «жарит» его друг – негр, а рядом наш полисмен – прелестную супругу негра.

Но это не единственное шокирующее обстоятельство. Оказывается, жене чудом удалось спастись, она возвращается в дом, но полицейский подозревает, что его жену подменили. И только на том основании, что ступни спасённой с трудом влезают в свои домашние туфли. И тогда полицейский просит «самозванку» приготовить ему на ужин наряду с обычными кушаньями... её палец. Мы видим, что она так любит мужа, что... отрезает свой большой палец и жарит его, а муж всё недоволен. Черёд доходит до её печени... Всё играется, повторяю, на полном серьёзе. Тоже доброта редкостная.

Уиллем Дефо

В третьей истории Племонс уходит на второй план, а главной героиней становится женщина (Эмма Стоун), оставившая семью, симпатичного мужа и чудесную дочку ради какой-то секты. Во главе некого религиозного братства – пожилой «бог» (Дефо), который пропускает через себя всех своих «прихожан» (и мужчин, и женщин). Тот же, кто вдруг встречается со своими предыдущими семьями, теряет «благодать» и становится «грязным», изгоняется. Героиня Эммы Стоун всё же дала слабину и захотела повидать свою дочку, а потом муж её напоил, она осталась на ночь и «согрешила» с мужем... Помнится, у Бунюэля было что-то похожее, но абсурд в его «Скромном обаянии буржуазии» преисполнен изящества и юмора, а здесь всё так серьёзно. И отвратительно! Одно дело, когда мэтр издевается над ханжеством и лицемерием филистеров, над политикой властей, другое – когда обструкции подвергается сам институт семьи.

Фильм в Сети представляется как драма и комедия, но у Лантимоса, похоже, чувства юмора нет или оно очень специфическое. Зрительский интерес на протяжении почти трёхчасовой ленты поддерживается исключительно шокирующими убийствами и самоубийствами, расчленёнкой, свингеровской обнажёнкой и другими бесовскими кунштюками. Окна Овертона открыты настежь.

Впрочем, «Виды доброты» очень соответствуют нынешнему состоянию западного общества, и не сомневаюсь, что фильм будет номинирован на «Оскар». И все стандарты соблюдены, и морок общественного сумасшествия очень актуален. Но в сравнении с предыдущими фильмами появилось новое ощущение: в этом вымороченном мире Лантимосу комфортно, ему нравятся сочинённые сценаристом мерзости, он их смакует и облизывает, как в фильме артисты часто облизывают друг друга.

Немного жаль выдающуюся актрису Эмму Стоун, начинала она свою карьеру светлыми грёзами беззаботно порхающей бабочки в «Ла-Ла Ленд», но в «Фаворитке» бабочка превратилась в гремучую змею, Стоун блистательно сыграла оторву-интриганку, втёршуюся в доверие к английской королеве. Как будто прошла инициацию у князя мира сего, и пошло-поехало: потом она сыграла дьяволицу Круэллу в одноимённом фэнтези, далее монструозную чертовку Беллу в «Бедных-несчастных», а в «Видах доброты» совсем никакого просвета… На подходе «Круэлла-2» и новый проект Лантимоса «Бугония» с Племонсом и Стоун в главных ролях. Это ремейк комической южнокорейской фантастики «Спасти зелёную планету» (2003). Посмотрим, удастся ли Лантимосу и его команде кого-нибудь спасти или хотя бы рассмешить.


Тэги: Кино
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Как талантливо заставить вас упасть в обморок

    20.10.2024
  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • От Лиссабона до Тегерана

    18.09.2024
  • Переворот в империи лжи

    04.09.2024
  • «Амурская Осень» - только российские премьеры!

    24.08.2024
  • Нельзя промолчать!

    107 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Страсти, радости и напасти

    84 голосов
  • Дудь-2020

    84 голосов
  • Французик из…

    77 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS